О рок-группах снимают документальное кино
Спустя 20 лет после концертов в Калуге группы "ЗВУКИ МУ" ее бас-гитарист и журналист Александр Липницкий показывает в городе свои авторские программы, посвященные истории русского рока.
Спустя 20 лет после концертов в Калуге группы "ЗВУКИ МУ" ее бас-гитарист и журналист Александр Липницкий показывает в городе свои авторские программы, посвященные истории русского рока.
Сделаны они на основе его телепрограммы «Еловая субмарина», выходящей на телеканале «Ностальгия». В феврале ей исполнится три года. Первая передача была посвящена Александру Башлачеву, сейчас Липницкий заканчивает съемки трехчастной программы о группе «Кино» и думает над фильмами о «Машине времени» и «Странных играх».
- Я очень горжусь, что сделал фильмы про «Кино», - говорит Александр Липницкий. - У группы «Кино» не было до этого истории. Ни одного документального фильма нет про «Машину времени». Все удивляются, как же так, группе уже 40 лет. Я собираюсь делать 2-серийный фильм про них. Название будет «Каждой твари по паре». Это параллельная история «Машины времени» и «Воскресенья», потому что они часто выступали вместе и музыканты тоже играли в них обеих. Хотя Макаревич (признан иноагентом) хочет 4 серии.
Про «Странные игры» думаю сделать фильм, потому что понимаю, что если я не сделаю, то никому до этого дела не будет. Очень важно сделать это сейчас, потому что люди уходят. Леши Дидурова нет уже, Аркадия Петрова…
- Вы считаете, что русский рок состоялся как явление?
- Конечно, если мы до сих пор об этом говорим, значит, явление состоялось. Стихи Цоя, Башлачева, Науменко, Мамонова, Гребенщикова были откровением. Это были большие поэты. И вовсе не музыка была первичной в русском роке. Музыку наших групп всегда как раз критиковали, она хуже сделана, чем зарубежные аналоги.
- То есть она вторична?
- Нет, я не считаю, что такие альбомы «Аквариума», как «Синий альбом», «День серебра», «Радио Африка», вторичны. Просто они были сделаны на пальцах, в домашних студиях и распространялись из рук в руки. Вот в чем разница.
Если бы поставить «Аквариум», «Звуки му» в те же условия, как западных музыкантов с самого начала, то было бы другое.
- Сегодня вы какую музыку слушаете?
- Я много слушаю, но меня ничего не вставляет. Вот Артемий Троицкий расхвалил последний альбом группы «Мумий Тролль». Я слушаю – скучно, все песни одинаковые. Средняя группа, но на безрыбье и это выдается за лучшее. Она бы в подметки не годилась «Алисе» образца 1986-го года. Не говоря уже про «Аквариум», а «Звуки му» в то время их даже на разогрев не поставили бы.
- А как вы относитесь к сегодняшней «Алисе»?
- После 40 лет люди, как правило, повторяются - что в науке, что в искусстве. «Алиса» не исключение. Я ничего от них уже не жду, и мне несимпатичны православные шапкозакидательские настроения Кинчева. Они мне неинтересны, кстати, как и мамоновские тоже.
- А с Мамоновым вы теперь общаетесь?
- Крайне редко. Он вообще сейчас с людьми редко общается, с кошками больше - у него их на даче 20 штук.
- Недавно вышла книга Сергея Гурьева о «Звуках му». В ней он излагает свою точку зрения на события, связанные с группой. Вы тоже написали для нее эссе. Не получится ли, что возобладает чья-то одна точка зрения, и мы объективной картины того времени никогда не составим?
- Почему? Каждый может купить пластинки, выходят разные книжки - у Гурьева, у Артемия Троицкого есть несколько книг. Я, кстати, тоже собираюсь написать книгу о том времени.
- Кстати, о том времени. Как вы считаете, почему сейчас началась ностальгия по нему?
- Потому что наша страна пошла на новый уровень по спирали тоталитарности. И, таким образом, возникает старая модель культуры и даже андеграунд оказывается востребованным. Казалось бы, что мы не вернемся к прошлому. Но я живу на Рублевке и вижу эти мигалки, которые целыми караванами проносятся по ней. Только если раньше чиновники ездили на «волгах», то теперь на «мерседесах» и «бэхах». К тому же их стало гораздо больше.
Это вполне закономерно, на мой взгляд. Для России вообще характерна тенденция все время скатываться в прошлое, только на новом уровне.
Недавно я участвовал в телепередаче, посвященной 68-му году. Там мы сравнивали наше неумное нападение на Чехословакию 40 лет назад с совершенно неумной войной в Грузии. И из всех, кто мне позвонил, только один поддержал эту войну: девятеро признали действия нашего руководства полным маразмом, совершенно не соответствующим времени. А один сказал: вот как тогда мы опередили НАТО, раньше войдя в Чехословакию, так и теперь. Если бы мы не начали войну, то вся Грузия уже была бы в войсках НАТО. То есть, еще старая калька работает.
С другой стороны, у нас тоже своя калька в голове, как была, так и сейчас осталась. И самое неумное, что мы поддаемся на такие провокации.
- Но по сравнению с прошлыми десятилетиями у наших сограждан сильно упал художественный вкус. Его можно как-то поднять?
- Да, я такую задачу ставлю в своей программе. А на центральных каналах такой задачи нет. Им надо отупить людей по максимуму.
Власть в нашей стране к современной культуре всегда относилась враждебно: у нас практически запрещены были и живопись, и музыка. Все это было в глубоком подполье. Тоталитарная власть, сохраняя для себя оазисы какой-то приятной культуры, при этом могла ее гнобить. Так же и сейчас – кто-то может говорить о своей любви к современному искусству и не давать людям прорваться на телевидение. Есть что-то для толпы, для быдла - Пугачева, Киркоров и другие, и так из года в год. А остальные - когда в Москве международные биеннале проходят для иностранцев.
- Если бы у вас была возможность, о чем бы вы сделали программу для федерального телеканала?
- Я бы снял программу, как хорошо было бы сделать в московский Кремль свободный доступ. Чтобы люди могли там свободно гулять с детьми и наслаждаться, как это сделано в подобных местах в других странах мира. В Москве сейчас вообще стало очень сложно жить, она стала монстром каким-то, притягивающим к себе властолюбивых проходимцев со всей страны. Поэтому город становится средоточием для них. А такой шаг в чем-то помог бы изменить ситуацию.
- Вы представляете аудиторию своих программ, у вас есть с ней какая-то обратная связь?
- Да, это люди, которые любили такую музыку в 80-е годы и сейчас сохранили "души прекрасные порывы".
- А новому поколению, на ваш взгляд, она интересна?
- Достаточно много людей молодого возраста обсуждает эти передачи в Интернете. Они распространяются в записи, в какой-то степени также как в 80-е годы пленки, записанные в подпольных студиях.
- Вы в Калуге не были 20 лет. Какое впечатление она на вас сейчас производит?
- Да, 20 лет назад мы со «Звуками му» были в Калуге в первый раз. Сейчас у меня о Калуге сложилось очень хорошее впечатление, я просто поражен, как люди здесь воспринимают и слушают. Никто из зрителей не ушел с двухчасовой программы. Я не ожидал такого любопытства. Единственное, что общего в Калуге с Москвой – автомобильные пробки. Но это, наверное, хорошо, что у многих людей есть машины.
Досье «Перекрестка»
Александр Давидович ЛИПНИЦКИЙ, родился в 1952 году в Москве. Внук легендарной актрисы Татьяны Окуневской. Советский и российский культуролог, бывший музыкант группы "ЗВУКИ МУ", режиссёр, телеведущий.
Посещал английскую спецшколу № 30 на Каретном Ряду в Москве, где на класс старше учился Петр Мамонов, с которым подружился за пять лет учёбы. Учился на факультете журналистики МГУ. Начиная с 1975 года печатался в советской периодике, стал специалистом по джазу.
В 1980 году познакомися с участниками группы "АКВАРИУМ", которую он считает самым мощным явлением русского рока. Был близко знаком с Майком Науменко и группой "КИНО", участвовал в организации фестиваля легендарного фестиваля «Тбилиси-80». В 1983 году был одним из создателей группы "ЗВУКИ МУ", где был бас-гитаристом до 1990 года.
Александр Липницкий — ведущий телепрограммы «Еловая субмарина» на канале «Ностальгия» НТВ+. В её рамках были показаны редкие кадры концертов, квартирников, бесед с близкими и друзьями рок-музыкантов — таких как Александр Башлачев, Майк Науменко, Петр Мамонов и "ЗВУКИ МУ", Алексей Хвостенко (Хвост) и "АУКЦЫОН", "НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ", "НИКОЛАЙ КОПЕРНИК", "ЦЕНТР" с Василитем Шумовым…
Кстати
Очередную авторскую программу Александра Липницкого с участием автора можно будет посмотреть в четверг, 6 ноября в кафе «Крылья» в 20.30