Калужанам предсказали День народного единения
Благую весть о будущем празднике первым принес именно калужанам ровно за 3 года до вступления в силу решения Госдумы об утверждении нового праздника… преподобный Серафим Саровский.
Благую весть о будущем празднике первым принес именно калужанам ровно за 3 года до вступления в силу решения Госдумы об утверждении нового праздника… преподобный Серафим Саровский.
Это случилось 4 ноября 2002 года. На праздник Казанской иконы Божией Матери в храм Святителя Николая, что на Николо-Козинской улице, зашел человек и передал уборщице небольшую иконку в самодельном окладе. Пришедший был жителем Брянской области. Он рассказал, что тридцать лет тому назад купил икону на паперти этого храма. Однажды во сне к нему явился Святой Старец и строго велел отвезти его образ обратно в Калугу, в церковь, где он был куплен.
Икона не представляла никакой антикварной ценности. Это была типографская репродукция известного изображения преподобного Серафима Саровского, украшенная незатейливыми узорами из тонкой жести. Ее поставили в сторонку. Но вскоре невзрачная икона привлекла всеобщее внимание: от нее стал явно исходить необычайный тонкий аромат, по стеклу потекли струйки масляной жидкости. Началось мироточение иконы – чудесное научно необъяснимое явление. Священники с благоговением внесли образ в алтарь и установили его на специальный поднос, куда обильно стекало миро. За первую ночь икона отдала более литра удивительной жидкости.
Вскоре капли и подтеки мира стали появляться и на других иконах, висящих в храме. Замироточили несколько старинных деревянных икон. Пропиталась миром и разбухла современная цветная икона преподобного Серафима на картоне. Ее сняли со стены и установили на аналой, чтобы все желающие могли к ней приложиться.
Никольский храм всегда многолюден. Он намолен и любим калужанами. Его не закрывали даже в годы советских гонений на церковь.
Но во время мироточения в Николе на Козинке было особенно многолюдно, народ, верующий и неверующий, с утра до вечера переполнял храм. Это был настоящий всенародный праздник.
Ежедневно после литургии из алтаря для поклонения выносились обретенная икона и вместительная хрустальная чаша, полная розоватого мира. Без суеты и давки прихожане выстраивались в две длинные очереди: одна - к священнику, который помазывал миром желающих; вторая вела к чаше, из которой батюшка разливал миро во флакончики для домашнего потребления. Пропитанные миром кусочки марли в пакетиках раздавали тем, у кого не оказалось с собой флакончиков.
Мироточение продолжалось более двух месяцев, народу в храме не убывало. Такого по продолжительности и обильности мироточения Калуга еще не знала. Было собрано несколько ведер этой чудесной жидкости.
Настоятель Никольского храма протоиерей Михаил Бондарь тогда сказал, что истечение мира – добрая весть. Но весть о чем? Спустя 6 лет конкретизировались слова батюшки Михаила: 4 Ноября празднует теперь вся Россия.
Празднично-оптимистическое настроение позволяет увидеть, как на наших глазах воплощается пророчество Великого Старца: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе».
К истории праздника
4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировав героизм и сплоченность всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери был объявлен государственным праздником, который был отменен в 1918 году.
Опрос «АиФ»
Что для вас 4 ноября?
Этот вопрос корреспондент «Аргументов и фактов» задал некоторым известным людям Калуги.
Виктор ФИЛИМОНОВ, историк, доктор наук, бывший декан исторического факультета педуниверситета:
- Я думаю, что постепенно эта дата будет входить в сознание людей. Будут складываться традиции. Есть с чем соотнести события того времени. Другое дело, какое значение он будет приобретать в жизни людей. Может, это и хорошо, что он не приобрел еще определенных традиций и ритуалов, своей идеологии. Может быть, он приживется.
Алексей ЗОЛОТИН, журналист, заместитель председателя областного отделения Союза журналистов России:
- Сейчас вроде как стал привыкать к этому празднику. Судя по настроению других людей моего возраста, многие тоже его не совсем воспринимают. Но праздник назначен, и со временем он войдет в обиход. Хотя, откровенно говоря, я жалею, что перестали отмечать 7 ноября, потому что это было определяющее событие, которое изменило весь мир. Другое дело, как потом начали события развиваться… Но есть и хороший момент (смеется): я праздную и 4-е ноября, и 7-е.
Александр БАРАННИКОВ, режиссер калужского драматического театра:
- Праздник – это, конечно хорошо. Но прежде всего надо говорить о покаянии. За то, что было сделано в Советском Союзе при тоталитарном режиме. А этого покаяния не случилось. Вот немцы покаялись в том, что происходило у них, и посмотрите, где они теперь находятся… А у нас до сих пор лежит непохороненное тело… Есть много страниц истории нашей страны, связанных с Первой мировой войной, белым движением, другими моментами, которых мы еще не знаем. И пока не осознаем всего этого, нам будет трудно идти вперед.
Мария КОНОВАЛОВА, директор областной специализированной библиотеки имени Н. Островского:
- Я положительно отношусь к этому празднику. А почему к празднику следует относиться отрицательно? Если появилась такая возможность, давайте радоваться. Радоваться не только празднику, но и самой жизни. Праздники дают для этого хорошую возможность.