Районы Калуги: как живется на Правом берегу
На нашем сайте премьера рубрики о городе.
Премьера рубрики на kp40.ru! В рамках проекта «Районы Калуги» мы будем рассказывать о разных частях нашего города. Кто-то сможет узнать в этих репортажах свои родные места, кто-то узнает что-нибудь новое о тех местах, где бывает каждый день, а кто-то и вовсе впервые увидит такую Калугу. Скучно не будет! Первый наш рассказ про Правый берег.
Правобережье – молодой микрорайон. Он построен на вершине холма, открытого всем ветрам. Поэтому сквозняки здесь – не редкость. «Ну, у вас и ветер!» - возмущаются гости. «Да мы давно привыкли», - пожимают плечами коренные жители микрорайона, уже и не замечающие движение воздуха. Впрочем, в последние годы ветер стал слабее – на Правобережье начали активно строить новые высотки, которые прикрывают путь воздушным потокам.
Изначально Правобережье планировалось как огромный микрорайон, чуть ли не вторая половина Калуги. Первый дом - №16 на улице Генерала Попова - торжественно сдали в 1982 году. На нем и сейчас можно увидеть памятную табличку. Затем начали строить дальше, развивать промышленность… И тут грянул развал СССР, проблемные 90-е. Правобережье на долгие годы осталось небольшим микрорайончиком за рекой с путанной системой нумерации домов: на улице Генерала Попова, например, не успели построить практически ни одного нечетного дома, на Спартака не было четных, а на Сиреневом бульваре стоял всего один дом, зато под номером 8. Кроме многоэтажек, которые бросили, возведя первый этаж, а то и вовсе выкопав один котлован, не успели сдать и поликлинику. Здание долгие годы было местом игр для детей и сборищ молодежи. Сейчас оно частично разрушено.
Исторический центр
Отделить исторический центр от неисторического на Правобережье легко. Только по историческому ходит общественный транспорт. К новым домам, возведенным в последние лет пять, маршрутки и тем более троллейбусы пока по нормальному графику пустить не удосужились. Первые дома Правобережья - в основном типовая застройка девятиэтажками с редким вкраплением кирпичных башен в 10-12 этажей.
У самого въезда в микрорайон возвышаются одинаковые здания местных общаг. От многих других калужских общежитий их выгодно отличает наличие душа и туалета в блоке.
В середине девяностых прошлого века половину одного из этих общежитий пришлось полностью выселить из-за заражения ртутью. Один из жильцов принес домой трехлитровую банку. Зачем – история умалчивает. Ходили тогда слухи среди местного населения, что кротов на даче можно вывести, если в норы ртути залить. Якобы животные вытесняются тяжелым металлом. А может и не с кротами бороться собирался «гений»… Трехлитровая банка ртути весом около 40 кг разбилась у него дома, выселять пришлось половину общежития. Несколько лет оно стояло заброшенным, потом было решено, что ртуть испарилась, и люди вернулись в пустовавшие комнаты.
Кроме общаг на Правом берегу местные выделяют малосемейки – две башни около сквера Матери. Квартиры в этих домах малогабаритные, состоят из небольшой комнаты, кухоньки и санузла. В свое время их давали семьям, в которых было всего два человека. Отсюда и народное название.
Также на Правом берегу есть «самострой» ЖСК – в начале 90-х жители общаг, понявшие, что квартиры дождаться от государства будет непросто, объединились в строительный кооператив и возвели три пятиэтажных дома недалеко от школы.
Местами элитное
Элитная составляющая Правобережья начала возникать в начале нулевых этого века. Сначала на поле возле школы появились первые коттеджи, но со временем элитных домиков становилось все больше и больше. Сейчас все пространство, бывшее когда-то пустырем, застроено трехэтажными особняками. А люди с достатком выше среднего не успокоились и начали засыпать местный овраг, чтобы и там поставить дома.
Второй островок элитности на Правобережье – спорткомплекс «Квань». Его построили на месте трамплина, десятилетиями ржавевшего на краю оврага. Любители горных лыж тогда катались с высокого склона в лесу. Теперь горнолыжники собираются на трассу в спорткомплексе. Цены не самые доступные, зато лыжи на горку таскать не надо – есть подъемник, да и взять можно все напрокат. Забавно, что некоторые посетители горнолыжного склона приезжают покататься сюда на троллейбусах.
Третье элитное место на Правобережье только строится. Сначала высотки около горнолыжного склона собирались возводить корейцы, теперь украинцы, но и те, и другие заявляют, что квартиры будут элитными-преэлитными.
Вместе или порознь?
Правобережье-2 – островок домов чуть в отдалении от основного Правобережья. Некоторые коренные жители не уверены, что эти дома вообще относятся к Правому берегу. На одной из встреч с чиновниками городской управы кто-то из общины даже заявил, что Правобережье -2 надо создавать свою общину. Потом одумались.
Самое яркое пятно здесь – кирпичный дом на окраине. Это красное здание – первый муниципальный дом, построенный в Калуге за последние десятилетия. Квартиры в нем получили переселенцы из ветхого и аварийного жилья. Торжественная церемония вручения ключей прошла в августе 2011, по калужской традиции незадолго до празднования Дня города. Но сразу после передачи ключей чиновники оказались в замешательстве: здание было достроено, но к канализации дом подключить не успели. «Может, пока яму устроим и будем вывозить ассенизаторскими машинами?» - робко предложил кто-то, но идею, к счастью, быстро отвергли. Канализация со 141 квартиры – не шутки! В итоге нужные трубы все-таки проложили, но только через три месяца после вручения ключей.
Дома на Правобережье -2 новые, поэтому проблемы у всех практически одинаковые – соседи сверлят и долбят перфораторами, насосная станция из-за попадающих в канализацию строительных отходов регулярно забивается, лифт включают не сразу, а через пару лет после сдачи дома… Некоторым «повезло» еще больше - в их домах отопление подключили неправильно, поэтому в квартирах зимой градусов 18. Зато на «островке» чистый воздух из-за расположенного рядом леса, а с верхних этажей прекрасный вид. Особенно, если забраться на крышу 22-этажного дома – одного из самых высоких в Калуге.
Домчимся с ветерком?
Улица Генерала Попова – одна из самых широких в Калуге. Три полосы в каждую сторону позволяют мечтать об отсутствии пробок, но трехполосный простор, по сути, ведет в пустоту – его длина всего километра полтора. А заканчивается Генерала Попова двумя проблемными местами.
На выезде с Правого берега – это поворот в сторону центра. И хотя разворачиваться можно с двух полос, водители жалуются, что в час пик сделать это непросто. А через пару лет, когда жилья построят еще больше и, соответственно, машин тоже станет больше, выехать из микрорайона будет совсем сложно. Как вариант – строительство дополнительных дорог, но об этом пока речи не идет.
С другой стороны Генерала Попова упирается в разворотное троллейбусное кольцо. И там царит полный автомобильный хаос. Сразу от кольца идет двухполосная дорога к новым домам. После троллейбусного кольца она плавно сливается с основной. Водители, выезжающие с микрорайона, при этом оказываются на встречной полосе и должны как-то развернуться. На поворотное кольцо, кстати, им выезжать неудобно. В этом же месте выезд со значительной части микрорайона, основной проезд к горнолыжному склону и строящимся домам. И часть водителей разворачивается на троллейбусном кольце, а часть, по старой памяти, проезжает перекресток наискосок. Там же разворачиваются маршрутки, которые никогда не заезжают на троллейбусное кольцо и торопятся обогнать «рогатого» по малому кругу. Жертв в ДТП нет, похоже, только благодаря небольшой скорости движения в этом месте.
Еще одно «узкое» место Правобережья – кнопочный светофор недалеко от Гагаринского моста. Машины, въезжающие в Калугу, там бьются ежемесячно, если не еженедельно. Дорога в этом месте делает небольшой поворот, положенную скорость в 60 км/ч соблюдают очень немногие, в итоге, когда первый водитель останавливается на светофоре, в него въезжает следующий и т.д. Очередь столкнувшихся машин достигает 4-5 штук за раз. А если водители перегородят еще и соседнюю полосу, то Правобережье в очередной раз встанет в пробке на въезд в город. Потому что адекватных объездных путей нет. И тогда местные выходят из маршруток и троллейбусов и идут в город пешком, благо маршрут давно привычен.
Пешком через мост некоторые жители Правого берега ходили почти полгода в любую погоду. Дело в том, что в 2008 году Гагаринский мост закрыли на реконструкцию. До этого он был в два раза уже и несколько ниже. А склон, по которому надо было спускаться к мосту, был круче. Троллейбусы, о которых правобережцы мечтали, в такую горку подняться не могли. Чтобы построить новый мост, решили разобрать и нарастить старый. Движение, естественно, перекрыли. В город жителям пришлось добираться в объезд через Пучковский мост, делая крюк километров в 15. Маршруточники моментально возмутились и задрали стоимость проезда в два раза, после чего начали возмущаться жители микрорайона. Пришлось городской управе возмещать водителям убытки, чтобы они возили пассажиров по прежней цене.
Потом начались огромные очереди на общественный транспорт. Выстраивались они регулярно в часы пик, поэтому городская управа взяла за правило дежурить время от времени по утрам на Правом, чтобы следить за работой маршруток, а у местных телекомпаний появилась стандартная тема на время отсутствия новостных поводов – жуткие очереди на остановке. И все равно стоять приходилось минут по 40, ехать в объезд в переполненной маршрутке столько же… В итоге часть правобережцев выбрала ежедневные прогулки через стройку. Людей пропускали.
Достроенный мост поразил не скоростью возведения (обе его очереди построили буквально за пару лет), не новыми технологиями и даже не самой замороченной в Калуге развязкой, на которой до сих пор временами путаются водители, а сотнями елочек, которыми накануне открытия засадили всю землю около моста. Журналисты шутили, что мост надо будет называть еловым, но водителям повезло (а вы себе представляете разлапистую ель прямо рядом с трассой?), деревья не прижились, и мост стал Гагаринским.
Сейчас на Правобережье можно добраться на 18-м троллейбусе. Правда есть опасность, что в середине пути он встанет минут на 5-10 у депо, чтобы водитель отметил документы. Еще ходят маршрутки № 26 и 29. Проезжает микрорайон насквозь автобус №25, дальше он следует в Шопино. В общем, выбор есть. Хотя в час пик все равно добраться бывает непросто.
Все свое!
С магазинами на Правобережье проблем нет. Поскольку микрорайон в основном спальный, то торгуют в первую очередь продуктами и мебелью. Одежду можно найти только в торговом центре, в который превратили оптово-розничный овощной рынок.
Кроме заводов-инвесторов на Правом берегу есть и собственный промышленный кластер. Организован он не правительством области, а частным предпринимателем. Располагаются в этом промышленном секторе десяток мелких предприятий, производящих самые разные вещи: автомобильную акустику, пластиковые окна, мебель, бронестекло и многое другое.
Сельское хозяйство, кстати, тоже присутствует. В самом микрорайоне выращивают цветы, а в рядом расположенных деревнях - овощи.
Соцкульбыт в урезанном виде
Поликлиник на Правобережье две. Одна – взрослая (филиал пятой больницы), вторая – детская. Детских садов на Правом сейчас четыре.
Школа в микрорайоне пока одна, но двое застройщиков уже заявили, что тоже построят средние учебные заведения. Открылась правобережная СОШ №50 в 1987 году. Первоначально в школе был бассейн, но сейчас от него осталась только непонятная пристройка. В бассейне уже после его закрытия долгие годы обитал местный писатель Николай Лукичев. Он оборудовал там себе кабинет и в свободное от преподавания время творил. Напечатанные книжки вручались, в том числе, отличившимся ученикам.
Еще на Правобережье есть библиотека, детская школа искусств и клуб юных космонавтов. К полетам в космос детей никто не готовит, зато в клубе есть собственный планетарий с изображением Вселенной и кружок авиамоделирования, где дети учатся строить ракеты и самолеты.
В лыжи обутый…
Правобережье – микрорайон спортивный, так как культурная жизнь здесь тиха и незаметна. Только по праздникам несколько раз в год местная община устраивает концерты. Зато спортивных развлечений в микрорайоне практически на любой выбор.
Первые в Калуге уличные тренажеры установили на Правом, рядом со сквером Матери. Правда, пока на них можно увидеть в основном детей, которые считают тренажеры своеобразной игровой площадкой. Немногочисленные взрослые приходят по вечерам.
Каток на улице Спартака активисты начали заливать одним из первых в Калуге. Еще не пришел в себя город после 90-х, а каток уже был. Потом на месте катка построили хорошую спортивную площадку с резиновым покрытием, но и сейчас его заливают, едва появятся намеки на морозы и температура опустится чуть ниже нуля.
Второе место для катания – ледовый дворец недалеко от конечной остановки. Правда, простых жителей микрорайона пускают на лед только по выходным. Остальное время расписано для занятий в детско-юношеской спортивной школе.
Рядом с ледовым дворцом – бассейн. Официально он приписан к КГУ, и днем в нем плавают студенты, зато по вечерам заниматься могут все желающие. По выходным бассейн не работает.
За забором бассейна начинается местная лыжня. Ее ежегодно прокладывают по лесу. Делится лыжня на три этапа – первый лес, второй лес (до «Вольво») и третий лес (до доярки и коровы). Первый – самый многолюдный. В нем множество ответвлений лыжни, а круг занимает километров пять. В этом массиве катаются и дети, и пенсионеры. Второй лес – это километров 10-15. По лыжне в нем можно доехать до поля, где расположен автозавод. Если пересечь поле, то попадаешь в третий лес. Он темный и немного мрачный, потому что растут в этом лесу в основном ели. Дистанция здесь составляет километров 20-25, и, преодолев ее полностью, ты выезжаешь из Калуги в Перемышльский район. В конце можно доехать до статуи коровы и доярки, установленной у дороги на Перемышль.
Этот короткий рассказ о микрорайоне «Правобережье» естественно не совсем полон. Правый берег – один из самых динамично развивающихся районов города. Он растет и меняется на глазах. В планах перенести сюда городскую управу, создать торговый центр, построить огромное количество новых домов, еще один мост через Оку. В общем, сделать вторую половину Калуги, а не небольшое поселение на окраине.
Уважаемые читатели! А какие впечатления на вас производит Правый берег? Какие истории с ним связаны? Оставляйте свои комментарии!
Фото автора.
Правобережье – молодой микрорайон. Он построен на вершине холма, открытого всем ветрам. Поэтому сквозняки здесь – не редкость. «Ну, у вас и ветер!» - возмущаются гости. «Да мы давно привыкли», - пожимают плечами коренные жители микрорайона, уже и не замечающие движение воздуха. Впрочем, в последние годы ветер стал слабее – на Правобережье начали активно строить новые высотки, которые прикрывают путь воздушным потокам.
Изначально Правобережье планировалось как огромный микрорайон, чуть ли не вторая половина Калуги. Первый дом - №16 на улице Генерала Попова - торжественно сдали в 1982 году. На нем и сейчас можно увидеть памятную табличку. Затем начали строить дальше, развивать промышленность… И тут грянул развал СССР, проблемные 90-е. Правобережье на долгие годы осталось небольшим микрорайончиком за рекой с путанной системой нумерации домов: на улице Генерала Попова, например, не успели построить практически ни одного нечетного дома, на Спартака не было четных, а на Сиреневом бульваре стоял всего один дом, зато под номером 8. Кроме многоэтажек, которые бросили, возведя первый этаж, а то и вовсе выкопав один котлован, не успели сдать и поликлинику. Здание долгие годы было местом игр для детей и сборищ молодежи. Сейчас оно частично разрушено.
Исторический центр
Отделить исторический центр от неисторического на Правобережье легко. Только по историческому ходит общественный транспорт. К новым домам, возведенным в последние лет пять, маршрутки и тем более троллейбусы пока по нормальному графику пустить не удосужились. Первые дома Правобережья - в основном типовая застройка девятиэтажками с редким вкраплением кирпичных башен в 10-12 этажей.
У самого въезда в микрорайон возвышаются одинаковые здания местных общаг. От многих других калужских общежитий их выгодно отличает наличие душа и туалета в блоке.
В середине девяностых прошлого века половину одного из этих общежитий пришлось полностью выселить из-за заражения ртутью. Один из жильцов принес домой трехлитровую банку. Зачем – история умалчивает. Ходили тогда слухи среди местного населения, что кротов на даче можно вывести, если в норы ртути залить. Якобы животные вытесняются тяжелым металлом. А может и не с кротами бороться собирался «гений»… Трехлитровая банка ртути весом около 40 кг разбилась у него дома, выселять пришлось половину общежития. Несколько лет оно стояло заброшенным, потом было решено, что ртуть испарилась, и люди вернулись в пустовавшие комнаты.
Кроме общаг на Правом берегу местные выделяют малосемейки – две башни около сквера Матери. Квартиры в этих домах малогабаритные, состоят из небольшой комнаты, кухоньки и санузла. В свое время их давали семьям, в которых было всего два человека. Отсюда и народное название.
Также на Правом берегу есть «самострой» ЖСК – в начале 90-х жители общаг, понявшие, что квартиры дождаться от государства будет непросто, объединились в строительный кооператив и возвели три пятиэтажных дома недалеко от школы.
Местами элитное
Элитная составляющая Правобережья начала возникать в начале нулевых этого века. Сначала на поле возле школы появились первые коттеджи, но со временем элитных домиков становилось все больше и больше. Сейчас все пространство, бывшее когда-то пустырем, застроено трехэтажными особняками. А люди с достатком выше среднего не успокоились и начали засыпать местный овраг, чтобы и там поставить дома.
Второй островок элитности на Правобережье – спорткомплекс «Квань». Его построили на месте трамплина, десятилетиями ржавевшего на краю оврага. Любители горных лыж тогда катались с высокого склона в лесу. Теперь горнолыжники собираются на трассу в спорткомплексе. Цены не самые доступные, зато лыжи на горку таскать не надо – есть подъемник, да и взять можно все напрокат. Забавно, что некоторые посетители горнолыжного склона приезжают покататься сюда на троллейбусах.
Третье элитное место на Правобережье только строится. Сначала высотки около горнолыжного склона собирались возводить корейцы, теперь украинцы, но и те, и другие заявляют, что квартиры будут элитными-преэлитными.
Вместе или порознь?
Правобережье-2 – островок домов чуть в отдалении от основного Правобережья. Некоторые коренные жители не уверены, что эти дома вообще относятся к Правому берегу. На одной из встреч с чиновниками городской управы кто-то из общины даже заявил, что Правобережье -2 надо создавать свою общину. Потом одумались.
Самое яркое пятно здесь – кирпичный дом на окраине. Это красное здание – первый муниципальный дом, построенный в Калуге за последние десятилетия. Квартиры в нем получили переселенцы из ветхого и аварийного жилья. Торжественная церемония вручения ключей прошла в августе 2011, по калужской традиции незадолго до празднования Дня города. Но сразу после передачи ключей чиновники оказались в замешательстве: здание было достроено, но к канализации дом подключить не успели. «Может, пока яму устроим и будем вывозить ассенизаторскими машинами?» - робко предложил кто-то, но идею, к счастью, быстро отвергли. Канализация со 141 квартиры – не шутки! В итоге нужные трубы все-таки проложили, но только через три месяца после вручения ключей.
Дома на Правобережье -2 новые, поэтому проблемы у всех практически одинаковые – соседи сверлят и долбят перфораторами, насосная станция из-за попадающих в канализацию строительных отходов регулярно забивается, лифт включают не сразу, а через пару лет после сдачи дома… Некоторым «повезло» еще больше - в их домах отопление подключили неправильно, поэтому в квартирах зимой градусов 18. Зато на «островке» чистый воздух из-за расположенного рядом леса, а с верхних этажей прекрасный вид. Особенно, если забраться на крышу 22-этажного дома – одного из самых высоких в Калуге.
Домчимся с ветерком?
Улица Генерала Попова – одна из самых широких в Калуге. Три полосы в каждую сторону позволяют мечтать об отсутствии пробок, но трехполосный простор, по сути, ведет в пустоту – его длина всего километра полтора. А заканчивается Генерала Попова двумя проблемными местами.
На выезде с Правого берега – это поворот в сторону центра. И хотя разворачиваться можно с двух полос, водители жалуются, что в час пик сделать это непросто. А через пару лет, когда жилья построят еще больше и, соответственно, машин тоже станет больше, выехать из микрорайона будет совсем сложно. Как вариант – строительство дополнительных дорог, но об этом пока речи не идет.
С другой стороны Генерала Попова упирается в разворотное троллейбусное кольцо. И там царит полный автомобильный хаос. Сразу от кольца идет двухполосная дорога к новым домам. После троллейбусного кольца она плавно сливается с основной. Водители, выезжающие с микрорайона, при этом оказываются на встречной полосе и должны как-то развернуться. На поворотное кольцо, кстати, им выезжать неудобно. В этом же месте выезд со значительной части микрорайона, основной проезд к горнолыжному склону и строящимся домам. И часть водителей разворачивается на троллейбусном кольце, а часть, по старой памяти, проезжает перекресток наискосок. Там же разворачиваются маршрутки, которые никогда не заезжают на троллейбусное кольцо и торопятся обогнать «рогатого» по малому кругу. Жертв в ДТП нет, похоже, только благодаря небольшой скорости движения в этом месте.
Еще одно «узкое» место Правобережья – кнопочный светофор недалеко от Гагаринского моста. Машины, въезжающие в Калугу, там бьются ежемесячно, если не еженедельно. Дорога в этом месте делает небольшой поворот, положенную скорость в 60 км/ч соблюдают очень немногие, в итоге, когда первый водитель останавливается на светофоре, в него въезжает следующий и т.д. Очередь столкнувшихся машин достигает 4-5 штук за раз. А если водители перегородят еще и соседнюю полосу, то Правобережье в очередной раз встанет в пробке на въезд в город. Потому что адекватных объездных путей нет. И тогда местные выходят из маршруток и троллейбусов и идут в город пешком, благо маршрут давно привычен.
Пешком через мост некоторые жители Правого берега ходили почти полгода в любую погоду. Дело в том, что в 2008 году Гагаринский мост закрыли на реконструкцию. До этого он был в два раза уже и несколько ниже. А склон, по которому надо было спускаться к мосту, был круче. Троллейбусы, о которых правобережцы мечтали, в такую горку подняться не могли. Чтобы построить новый мост, решили разобрать и нарастить старый. Движение, естественно, перекрыли. В город жителям пришлось добираться в объезд через Пучковский мост, делая крюк километров в 15. Маршруточники моментально возмутились и задрали стоимость проезда в два раза, после чего начали возмущаться жители микрорайона. Пришлось городской управе возмещать водителям убытки, чтобы они возили пассажиров по прежней цене.
Потом начались огромные очереди на общественный транспорт. Выстраивались они регулярно в часы пик, поэтому городская управа взяла за правило дежурить время от времени по утрам на Правом, чтобы следить за работой маршруток, а у местных телекомпаний появилась стандартная тема на время отсутствия новостных поводов – жуткие очереди на остановке. И все равно стоять приходилось минут по 40, ехать в объезд в переполненной маршрутке столько же… В итоге часть правобережцев выбрала ежедневные прогулки через стройку. Людей пропускали.
Достроенный мост поразил не скоростью возведения (обе его очереди построили буквально за пару лет), не новыми технологиями и даже не самой замороченной в Калуге развязкой, на которой до сих пор временами путаются водители, а сотнями елочек, которыми накануне открытия засадили всю землю около моста. Журналисты шутили, что мост надо будет называть еловым, но водителям повезло (а вы себе представляете разлапистую ель прямо рядом с трассой?), деревья не прижились, и мост стал Гагаринским.
Сейчас на Правобережье можно добраться на 18-м троллейбусе. Правда есть опасность, что в середине пути он встанет минут на 5-10 у депо, чтобы водитель отметил документы. Еще ходят маршрутки № 26 и 29. Проезжает микрорайон насквозь автобус №25, дальше он следует в Шопино. В общем, выбор есть. Хотя в час пик все равно добраться бывает непросто.
Все свое!
С магазинами на Правобережье проблем нет. Поскольку микрорайон в основном спальный, то торгуют в первую очередь продуктами и мебелью. Одежду можно найти только в торговом центре, в который превратили оптово-розничный овощной рынок.
Кроме заводов-инвесторов на Правом берегу есть и собственный промышленный кластер. Организован он не правительством области, а частным предпринимателем. Располагаются в этом промышленном секторе десяток мелких предприятий, производящих самые разные вещи: автомобильную акустику, пластиковые окна, мебель, бронестекло и многое другое.
Сельское хозяйство, кстати, тоже присутствует. В самом микрорайоне выращивают цветы, а в рядом расположенных деревнях - овощи.
Соцкульбыт в урезанном виде
Поликлиник на Правобережье две. Одна – взрослая (филиал пятой больницы), вторая – детская. Детских садов на Правом сейчас четыре.
Школа в микрорайоне пока одна, но двое застройщиков уже заявили, что тоже построят средние учебные заведения. Открылась правобережная СОШ №50 в 1987 году. Первоначально в школе был бассейн, но сейчас от него осталась только непонятная пристройка. В бассейне уже после его закрытия долгие годы обитал местный писатель Николай Лукичев. Он оборудовал там себе кабинет и в свободное от преподавания время творил. Напечатанные книжки вручались, в том числе, отличившимся ученикам.
Еще на Правобережье есть библиотека, детская школа искусств и клуб юных космонавтов. К полетам в космос детей никто не готовит, зато в клубе есть собственный планетарий с изображением Вселенной и кружок авиамоделирования, где дети учатся строить ракеты и самолеты.
В лыжи обутый…
Правобережье – микрорайон спортивный, так как культурная жизнь здесь тиха и незаметна. Только по праздникам несколько раз в год местная община устраивает концерты. Зато спортивных развлечений в микрорайоне практически на любой выбор.
Первые в Калуге уличные тренажеры установили на Правом, рядом со сквером Матери. Правда, пока на них можно увидеть в основном детей, которые считают тренажеры своеобразной игровой площадкой. Немногочисленные взрослые приходят по вечерам.
Каток на улице Спартака активисты начали заливать одним из первых в Калуге. Еще не пришел в себя город после 90-х, а каток уже был. Потом на месте катка построили хорошую спортивную площадку с резиновым покрытием, но и сейчас его заливают, едва появятся намеки на морозы и температура опустится чуть ниже нуля.
Второе место для катания – ледовый дворец недалеко от конечной остановки. Правда, простых жителей микрорайона пускают на лед только по выходным. Остальное время расписано для занятий в детско-юношеской спортивной школе.
Рядом с ледовым дворцом – бассейн. Официально он приписан к КГУ, и днем в нем плавают студенты, зато по вечерам заниматься могут все желающие. По выходным бассейн не работает.
За забором бассейна начинается местная лыжня. Ее ежегодно прокладывают по лесу. Делится лыжня на три этапа – первый лес, второй лес (до «Вольво») и третий лес (до доярки и коровы). Первый – самый многолюдный. В нем множество ответвлений лыжни, а круг занимает километров пять. В этом массиве катаются и дети, и пенсионеры. Второй лес – это километров 10-15. По лыжне в нем можно доехать до поля, где расположен автозавод. Если пересечь поле, то попадаешь в третий лес. Он темный и немного мрачный, потому что растут в этом лесу в основном ели. Дистанция здесь составляет километров 20-25, и, преодолев ее полностью, ты выезжаешь из Калуги в Перемышльский район. В конце можно доехать до статуи коровы и доярки, установленной у дороги на Перемышль.
Этот короткий рассказ о микрорайоне «Правобережье» естественно не совсем полон. Правый берег – один из самых динамично развивающихся районов города. Он растет и меняется на глазах. В планах перенести сюда городскую управу, создать торговый центр, построить огромное количество новых домов, еще один мост через Оку. В общем, сделать вторую половину Калуги, а не небольшое поселение на окраине.
Уважаемые читатели! А какие впечатления на вас производит Правый берег? Какие истории с ним связаны? Оставляйте свои комментарии!
Фото автора.