Как мы покупали жилье
Корреспонденты «АиФ» на собственном опыте убедились, как непросто осуществить розовую мечту большинства калужан – купить квартиру. В течение восьми месяцев мы проводили эксперимент - выступали в роли частных покупателей недвижимости.
Корреспонденты «АиФ» на собственном опыте убедились, как непросто осуществить розовую мечту большинства калужан – купить квартиру. В течение восьми месяцев мы проводили эксперимент - выступали в роли частных покупателей недвижимости.
Ищу жилье
Первым делом мы определились с квартирой - будем брать вторичку: «хрущевку», однушку или двушку. Повезет - кирпич, нет - и панелька сойдет. Окраины по понятным причинам не предлагать. Наши районы - центр, парк им. Циолковского, «пятак» (конечная остановка пятого троллейбуса).
Заявить о своих намерениях решили как можно громче. Подали объявления во все рекламные газеты города в рубрику «Куплю недвижимость». Одновременно стали просматривать соседнюю рубрику «Продам квартиру».
Сразу выяснилось, что в газетах 90 процентов частных объявлений о продаже вторичного жилья дают риэлторы. Причем они этого и не скрывают, бодро отвечая на звонки:
- Агентство такое-то слушает вас.
Отличить объявление, поданное хозяином квартиры, можно по двум словам - «без посредников». Удивительно, но сей факт на цене квартиры сказывается редко. За все время эксперимента мы только два раза столкнулись с тем, что продавцы занизили цену на свое жилье. В обоих случаях хозяева слабо ориентировались на калужском рынке недвижимости.
Время идет – цена растет
Это объявление первой заметила коллега.
- Смотри, какая цена, - она указала на строчку мелким шрифтом. – Всего 2 миллиона рублей, однокомнатная, пятый этаж, улица Циолковского. Странно, почему так дешево? Надо позвонить.
В объявлении был указан сотовый телефон. Дозвонились мы сразу. Оказалось, что продавец квартиры живет в городе Коврове Владимирской области. Жилье посмотреть можно, если созвониться с калужской соседкой. Звоним, договариваемся, приходим на осмотр.
Соседка оказывается пожилой интеллигентной женщиной, которая по пути на пятый этаж успевает рассказать историю квартиры:
- Антонину, хозяйку, полгода назад парализовало. Дочь забрала ее в Ковров. А теперь они квартиру продают. Зять приезжал, Николай. Он целый месяц квартиру чистил, хлам выбрасывал. Антонина мало того что сама сильно пила, еще пять кошек держала. Сосед с четвертого этажа ей воду перекрыл, она его чуть ли не каждый день заливала. Как она жила? Жуть одна – вот как. Я ей иногда поесть приносила…
Заходим в дом. После «чистки» квартира выглядит по-прежнему притоном. Сантехники нет, колонки нет, зато есть балкон (для однушек – огромный плюс, повышает цену на $1000-2000, а то и на все 3000), правда, вид у него плачевный.
Прикидываем, что по самым скромным подсчетам в это жилье придется вложить не менее 500 тысяч рублей. Замечаем на кухонном потолке пятно - ага, крыша подтекает. Плюсуем еще 150 тысяч к смете на ремонт. И все-таки решаемся квартиру взять.
Звоним хозяину:
- Мы согласны купить вашу квартиру. Берите задаток.
А в ответ:
- Я приеду в Калугу через месяц, тогда и поговорим.
На следующей неделе, просматривая газеты, с удивлением обнаруживаем, что Николай поднял цену на 100 тысяч рублей. Звоним в Ковров:
- Как же так?
- Мы решили во Владимир переехать, а цены на жилье растут. Вот приеду в Калугу, тогда и назову точную сумму.
Продавцов, подобных Николаю, немало. Люди стараются реализовать имеющееся жилье как можно дороже. Даже риэлторы вздыхают:
- С ума посходили! Такие цены ломят, кто у них квартиры покупать будет?
Но если время терпит, то рано или поздно на любую квартиру находится покупатель. Тем более - на однокомнатную: спрос на них выше, чем на другое жилье.
А кто риэлтер?
Среди риэлторов, с которыми нам пришлось столкнуться, преобладали женщины. Свой товар они, как правило, рекламируют сдержанно:
- Смотрите сами.
О недостатках, естественно, и вовсе молчат. Всегда стараются избежать контактов между настоящими продавцами квартиры и покупателями. Оно и понятно – мало ли о чем те могут договориться между собой, могут и сделку оформить без посредников.
Не так давно в отдельных агентствах появилось новшество – платный просмотр. Цена небольшая – 50 рублей. Как объясняют сами посредники, это делается для того, чтобы отсечь праздно любопытствующих:
- Ходят тут всякие, смотрят, а покупать не покупают…
И еще: некоторые агентства предлагают оформлять договор о просмотре. Это уже контроль над собственным работником, чтобы сделка не прошла мимо кассы.
По признанию самих риэлторов, с каждой купли-продажи они берут в среднем одну - две тысячи долларов.
Присматривая квартирку, мы сталкивались и с частными посредниками.
- Со мной можно торговаться, - уверяла нас независимый риэлтор Светлана. - Беру не так уж и много – 800 долларов со сделки, а квартиры продаю дешевле, чем в целом по городу.
Так или нет – судите сами. Нам Светлана предлагала «сталинку» на улице Луначарского, переделанную из однушки в двушку, за 2 миллиона рублей в мае.
Кому везет?
Что касается пассивного поиска квартиры, то нам звонили в основном сами хозяева выставленного на продажу жилья. Абсолютное большинство из них прочитали объявление о нашем намерении купить квартиру в информационной газете. Предложения были разные, от квартиры в «старинном особнячке» (низ каменный, верх деревянный) до вполне приемлемых вариантов по сходной цене.
Баба Катя позвонила последней, спустя два месяца после того, как мы сняли объявление.
- Я тут газету читала, вы хотите квартиру купить? – кричала она в трубку.
Старушка оказалась глуховатой, и все переговоры мы вели на повышенных тонах. Пожалуй, это был единственный недостаток бабы Кати как продавца квартиры. Само жилье было сверх всяких похвал: дом кирпичный, квартира однокомнатная, метраж 41 кв. м, балкон, вид на Оку, правда, этаж пятый. Зато цена в 1 миллион 800 тысяч рублей (на май месяц) бабу Катю очень даже устраивала.
Для покупателя найти такой вариант - большая удача. Злые языки утверждают, что риэлторы знакомятся с новыми объявлениям о продаже квартир еще до их выхода в печать. Так что наш вам совет: если вы собираетесь покупать квартиру, ищите ее всеми доступными способами, и пусть вам повезет. Тем более что, к сожалению, даже новое жилье в областном центре идет нарасхват. Это говорит о его дефиците. Поэтому у строителей будет еще много работы, прежде чем квартирный вопрос в нашем городе решится. А посему хочется пожелать им хороших подрядов и больших трудовых успехов.