Калужский Крым: духовная ось России связала Калугу на Оке и Симеиз на Черноморье
Симеиз…Незнакомое слово, неизвестное место. Но многие
видели его неоднократно хотя бы в кино: на скале Дива Симеизской бухты
располагался «ужасный остров» из фильма Станислава Говорухина «10
негритят», писатель Иван Бунин в фильме Алексея Учителя «Дневник его
жены» грелся на ее пляже. И еще в десятках наших любимых фильмов
разбросаны пейзажи этого дивного уголка «русской Ривьеры». Так называли
наши соотечественники Южный берег Крыма до 1954 года, когда волевым
решением властей была образована область в составе УССР.
Симеиз…Незнакомое слово, неизвестное место. Но многие видели его неоднократно хотя бы в кино: на скале Дива Симеизской бухты располагался «ужасный остров» из фильма Станислава Говорухина «10 негритят», писатель Иван Бунин в фильме Алексея Учителя «Дневник его жены» грелся на ее пляже. И еще в десятках наших любимых фильмов разбросаны пейзажи этого дивного уголка «русской Ривьеры». Так называли наши соотечественники Южный берег Крыма до 1954 года, когда волевым решением властей была образована область в составе УССР.
Где рассеиваются мрачные мысли
Южнобережьем восхищался много лет назад и один из первых русских исследователей этого солнечного края Павел Иванович Сумароков: «Страдаешь ли ты от любви или терпишь иную напасть, то усядься на бреге Черноморья, и рев волн рассеет мрачные твои мысли».
Это – не патриотизм, а констатация факта: природа Симеиза уникальна. На горизонте раскинулся сиреневый гребень Главной гряды Крымских гор. Над поселком нависает Кошка, приготовившаяся к прыжку. Сходство горы с животным - полное. Любопытно, что татары тоже дали горе созвучное название: «Кош-Кая».
Все эти горы надежно закрывают Симеиз от ветров и туч, передвигающихся с севера, поэтому поселок – рекордсмен побережья по тихим погожим дням. Его целебный воздух напоен ионами, солями, фитонцидами. Наши далекие предки еще не знали этих умных слов, но место оценили очень давно. В горах над поселком найдено множество кремниевых наконечников, здесь обнаружена стоянка времен неолита.
Но лишь в 1783 году, после вековых войн и переговоров, Крым обрел стабильность, став частью Российской империи. Здесь-то и начинается самая интересная для калужан часть истории.
Не только заводчики
В конце XVIII - начале XIX века Симеиз был буржуазно-аристократическим курортом. Вначале земли поселка принадлежали Таврическому гражданину - губернатору князю Нарышкину, затем - графине Потоцкой, князю Мещерскому. А со временем весь Симеиз перешел во владение рода Мальцовых.
Род Мальцовых известен с XVIII века. С одним из его родононачальников, Василием Васильевичем, связано начало промышленной деятельности Мальцовых. В 1724 году, он, сын купца гостиной сотни, был принят в «компанейщики» жителем Гжатской пристани Назаром Дружининым и калужским посадским человеком Аксеновым. Совместно они по указу Петра I от 11 февраля 1723 года основали фабрики по производству стекла и хрусталя. Аким Васильевич Мальцов передал сыну Ивану уже несколько железоделательных и стекольных предприятий. Иван добавил к ним и свеклосахарные заводы. Свою резиденцию Иван Акимович основал в Дятькове (тогда – Калужской губернии) и открыл фабрику хрусталя; в Людинове наладил чугунолитейное производство, в Песочном - фаянсовое, в Ивоте – стекольное. Так росла внутри Российской империи, опираясь на нее и питая ее же, промышленная империя Мальцовых. Как и всякая империя, она жаждала выхода к морю.
И вот, 19 сентября 1828 года, выехав из калужских лесов, Иван Акимович купил у графини Александры Станиславовны Потоцкой первые 30 десятин земли между горой Кошкой и речкой Лазо. Сразу же талантливый бизнесмен построил там винный подвал, который до сих пор служит верой и правдой Ливадийскому заводу.
В 1844 году Мальцов расширил свои владения до 567 десятин, на которых высадил 85 тысяч лоз винограда лучших французских сортов.
…И кольцо осталось навсегда
Началась курортная жизнь Симеиза. Иван Акимович продавал земли под дачи аж по 60 рублей за квадратную сажень. Причем началом всему этому послужило событие легендарное. Племянник Ивана Акимовича - Иван Сергеевич Мальцов - служил с А.С. Грибоедовым в посольстве России в Персии. В 1825 году друзья путешествовали по Крыму. Искупавшись в Симеизской бухте, Иван потерял дорогое кольцо. Шутя Грибоедов посоветовал ему купить это место, тогда «кольцо навсегда останется с вами».
В 1849 году Иван Акимович построил на приобретенных землях хрустальный дворец: в Людинове изготовил деревянную конструкцию, в Дятькове – стекло. Архитектурное чудо простояло недолго – 25 апреля 1884 года дворец сгорел по неосторожности болезненного камердинера Ивана Лифляндева от оброненной свечи. Однако каменная вилла Мальцовых до сих пор комфортабельна – в ней разместился детский санаторий «Москва».
Вокруг дворца был заложен богатый парк из субтропических растений. До прихода русских в Крыму выращивали лишь алычу. Могучие деревья Мальцова до сих пор украшают санаторий «Симеиз», построенный на месте дворца. Особенно поражают 50-метровые мамонтовые деревья. Эти великаны еще совсем молоды - ведь они могут доживать до 4000-летнего возраста.
Еще до начала Крымской войны Сергей Иванович Мальцов предлагал построить железную дорогу Екатеринослав – Крым, а в Крыму проложить сеть шоссейных дорог. Его сыновья Иван Сергеевич и Николай Сергеевич – генералы – получили в совместное владение Симеиз в 1900 году.
Восхищались все
Литературным светом был озарен Симеиз в классический, солнечный период русской культуры. В 1819 году пыльная кавалькада привезла сюда поэта-сатирика, драматурга, историка Василия Капниста. Александр Сергеевич Пушкин поднимался от горы Кошки на Ай-Петринскую яйлу «по горной лестнице, держась за хвост татарских лошадей наших». А Грибоедова больше прельстили гастрономические достоинства местности: «Из Алупки – в Симеиз. Сливы, гранаты, коурма - роскошь прозябания». В 1837 году Василий Жуковский, сопровождая в поездке своего воспитанника, будущего императора Александра II, не миновал живописный поселок. В 1885 году граф Лев Николаевич Толстой посетил Симеиз с князем Урусовым. Причем путешественники остановились в имении тестя последнего из рода Мальцовых…
А деревья - помнят
Революция прервала бурное развитие жизни поселка. Николай Сергеевич уехал за границу. А Иван Сергеевич с сыном Сергеем, его женой Ириной Владимировной, урожденной княжной Барятинской, и ее матерью Надеждой Александровной по приказу Белы Куна, председателя Крымского ревкома, были расстреляны в окрестностях Ялты. Ирину Владимировну расстреляли беременной. Таков был конец империи Мальцовых.
Впрочем, конец ли? Ведь все приезжающие в рай земной под названием Симеиз отдыхают в тени посаженных ими деревьев, пьют воду, протекающую по уложенным ими трубам, ходят по улицам, проложенным по их проектам. Так что все сотворенное ими продолжает жить и приносить плоды.
Если вам интересно узнать, что еще ждет вас в этом райском уголке, облюбованном нашим мудрым земляком Мальцовым, справьтесь на сайте Симеза