Елена Соболева: «Танцевальную карьеру можно делать и в Калуге»

Накануне премьерного представления в Калуге Театра танца наш корреспондент встретился с его руководителем Еленой СОБОЛЕВОЙ. Помимо ответа на вопрос: «Зачем вам это надо?» - мы получили обстоятельный рассказ о ситуации в местной хореографии в целом.
17:05 07.05.2008
0 5327

Накануне премьерного представления в Калуге Театра танца наш корреспондент встретился с его руководителем Еленой СОБОЛЕВОЙ. Помимо ответа на вопрос: «Зачем вам это надо?» - мы получили обстоятельный рассказ о ситуации в местной хореографии в целом.

Трудности переходного возраста
- Сейчас детская хореография развита у нас хорошо. А когда я в 1989 году открывала хореографическую студию при ансамбле танца «Калужский сувенир», детских танцевальных коллективов в городе было мало.
За 18 лет все сильно изменилось. Во-первых, стало платным. Оклады у педагогов небольшие, и их стремление зарабатывать, что вполне естественно. Открыть детскую студию гораздо проще и быстрее. Ведь часть расходов несут родители. Когда ребенок взрослеет, появляется много других вещей, на которые родители тратят деньги куда более охотно. Например, его будущая профессия, высшее образование.
У нас все пошло по западному пути: дети вроде бы развиваются, но в итоге мы ничего не получаем. Все вроде  учатся, работают, бегают, суетятся, а заниматься на полную мощность и некогда. Мне кажется, что не всем, конечно, но самым талантливым стоит продолжать заниматься танцами профессионально. Я по своим ученикам сужу. Если культивировать такое профессиональное отношение к танцу, тогда можно что-то получить в результате. Но, всякому понятно, что без меценатства здесь не обойтись.
Детей мы принимаем с 3-6-летнего возраста. По окончании они получают дипломы. Но для большинства выпускников на этом все и заканчивается. А ведь у некоторых из них есть большой потенциал. А в Калуге нет ни одного профессионального танцевального коллектива.

Мы не лечим плоскостопие
- Уровень подготовки танцоров, разумеется, разный. Детей к нам почему-то часто приводят, чтобы исправлять плоскостопие, косолапость, искривление осанки. Как будто у нас оздоровительная гимнастика или фитнесс-клуб. Как будто мы все хирурги или кашпировские.
Хотя возможности жесткого отбора учеников у нас нет, какие-то его критерии вводить мы обязаны. Помещение у нас, хотя большое и светлое, но не резиновое.
Когда-то в «Сувенире» и по 300, и по 400 человек занимались. Но в определенный момент я сказала: «Нет!». Не может быть качественного результата, когда народу много. Мы решили, что в студии будет не больше 100 человек. Это же и в педагогах надо быть уверенным: что часы и годы, которые у него дети занимаются, они не проводят зря. И на выходе ты должен получать хороший продукт. И с каждым надо работать практически индивидуально.
Непросто найти людей, чтобы они работали в том же тонусе, с той же школой, с тем же качеством, что и ты.
За почти 25 лет, что существует коллектив, у меня пытались работать многие педагоги. Некоторые говорят, что со мной сложно сработаться. А у меня, на самом деле, запрос простые: профессионал, знаю­щий свое дело, не нарушающий внутренний распорядок и профессиональную этику. Еще я должна знать, что стоит за педагогом, которого я беру, что он может дать в перспективе.

Сколько стоит фестиваль?
- Мои танцоры выигрывают в конкурсах (мы, кстати, за 10 лет ни одного не проиграли), работают в Москве и за границей. Это говорит о том, что у них есть школа. Ведь если нет школы, это только так, «попрыгушки». А школа - это то, чего добиваются годами.
Сейчас сильно развита сеть детских конкурсов. Большинство из них имеет коммерческую основу. Никакого продвижения детского творчества, разумеется,  в них нет. В чем благотворительность конкурса, если за участие в нем мне надо заплатить, допустим, 500 тысяч рублей?
А приглашения на всяческие конкурсы приходят нам пачками, потому что мы состоим в каталоге «Лучшие танцевальные коллективы России».
Большие деньги приходится тратить на подтверждение своего имени, вместо того чтобы использовать их на развитие. Ездить ребятам, конечно, нужно. Чтобы они себя показывали, на других смотрели.
Потому что одно дело, когда к тебе на концерт в Калуге приходят  мамы-папы, тебя все знают, и кричат: «Браво!». Другое дело, когда «браво!» кричат за границей или профессиональное жюри, допустим, из «Березки» тебя хвалит.

Театр танца
- Мне в определенный момент стало просто жаль упускать подготовленных танцоров. Хочется дать возможность одаренным детям заниматься танцами профессионально,  то есть выбирать по жизни то, что они хотят и умеют делать. И мы решили открыть Театр танца. Но это вовсе не говорит о том, что мы сейчас затанцуем все как примы-балерины Большого театра.
Это можно сравнить с переездом человека на новую квартиру. Он прикидывает, что сейчас сделает, что  - к концу года, когда деньги появятся. И только потом, года через три, у него получается такая домашняя картинка.
У нас тоже - только начало проекта. Заниматься мы будем на площади нашего ансамбля. Нам оказывает содействие управление культуры. А дальше в наших планах - привлекать финансовые силы города и самим научиться зарабатывать.
На 25 мая в драматическом театре у нас запланирована премьера. Это своего рода презентация проекта. Своим театром мы заявим, что можем танцевать в самых разных формах: большие спектакли, отдельные хореографические постановки и миниатюры.
Долго думали, как себя назвать. Был вариант «шоу-группа», но это показалось как-то узко. Мы, в конце концов, не развлекательное шоу делаем, а мысль показываем в танце, в движении.
В качестве темы для первого концерта выбрали, конечно же, любовь. И полностью поставили его на музыку Пьяццоллы.
Многие мои танцоры время от времени работают в Москве– на концертах. Но это все разовые вещи. Это интересно раз, два, три. Но потом ездить туда-сюда утомляет. Я хочу доказать, что в перспективе их финансовый статус здесь будет на должном уровне. Не хуже, чем в любой другой профессии. Я думаю, это найдет спрос в обществе. От этого хорошо всем: и любителям танцевального искусства, и талантливым ребятам.
Моя главная задача – поддержать талант. Я придерживаюсь правила, что человек должен делать то, чего он боится. Тогда в нем открываются какие-то новые резервы. А это позволяет идти вперед и совершенствоваться.

Досье
Елена СОБОЛЕВА, балетмейстер. Родилась и живет в Калуге. Закончила Калужский колледж культуры, Высшую профсоюзную школу культуры (Санкт-Петербург). Балетмейстер народного коллектива ансамбля танца «Калужский сувенир». Президент регионального союза «Радуга русского таланта». Автор конкурса малых форм хореографии «Русское чудо».

Автор: Татьяна РАССВЕТОВА
Лента настроения
19 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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