Проезд в троллейбусе подорожает на треть
Калужский общественный транспорт приносит одни убытки.
В 2012 году троллейбусы вместе с остальным муниципальным транспортом обошлись городской казне примерно в 50 миллионов рублей. Управление калужского троллейбуса уже давно стало убыточным.
— Сегодня учтена каждая копейка городского бюджета, и просто так поддерживать троллейбусное управление мы не можем, — объявил городской голова Николай Полежаев.
Для того чтобы избавиться от долгов, в середине года снова будет поднята стоимость проезда.
У решения об увеличении стоимости довольно четкое экономическое обоснование: не хватает денег на закупку новых троллейбусов, на ремонт машин, работающих на маршрутах, на увеличение зарплаты сотрудникам, которые сейчас получают значительно меньше среднестатистической по региону, а значит, возникает дефицит кадров.
— Те 11 рублей, которые стоит проезд в троллейбусе, не покрывают затрат, которые сегодня несет троллейбусный парк. И он получает порядка 4–4,5 миллиона убытков ежемесячно, — говорит о сложившейся ситуации Николай Полежаев. — У нас в гостях была делегация из Вологды. У них уже 2 года стоимость проезда — 16 рублей. И троллейбусное управление города сегодня самостоятельно решает все вопросы ремонта парка и повышения зарплаты — без вмешательства городского бюджета.
Городские экономисты подсчитали: чтобы калужские троллейбусы стали рентабельными, проезд в них должен стоить не менее 15 рублей. Осталось только утвердить новый тариф в региональном министерстве конкурентной политики и тарифов. Сделать это обещают к 1 июля.
Однако сегодняшняя стоимость проезда в троллейбусе вполне отражает качество транспортных услуг. Большинство машин сделаны в прошлом тысячелетии — проржавевшие, с щелями в дверях и окнах, с подранными сиденьями. И эти практически музейные экземпляры приходится ждать на остановках по полчаса. Николай Полежаев сам признал, что существующих сегодня троллейбусов недостаточно для города. Да и те, что есть, с трудом проезжают по калужским дорогам. Относительно небольшие ямы на проезжей части, которые автобусы преодолевают с легкостью, для троллейбусов становятся серьезной преградой. Пару столкнувшихся на перекрестке машин «рогатому» объехать тоже сложно, особенно если он старой модели, без встроенных аккумуляторов, и без электрических проводов не может проехать и метра. Об интервале движения троллейбусов говорить вообще не приходится. В общем, за что платить больше — непонятно. И как повысить привлекательность общественного транспорта, чтобы и автолюбители пользовались им для передвижения по городу, — тоже.
С другой стороны, без повышения тарифа вряд ли удастся улучшить качество обслуживания. Получается замкнутый круг, вырваться из которого решили за счет жителей города.
Почему-то, обсуждая убыточность троллейбусов, в городе никогда всерьез не рассматривают возможность, пусть гипотетическую, вовсе отказаться от «рогатых», хотя называть этот вид транспорта экономным при его ежегодных многомиллионных убытках смешно.
Создавать новые троллейбусные маршруты в активно растущей Калуге — проблемно. Нужно прокладывать контактную сеть, а это дополнительные затраты. Возможно, в городе пора отказаться от троллейбусов и перейти на вместительные комфортные автобусы, которые — ради экологической составляющей — могут быть и на электрической тяге.
Несмотря на все недостатки, троллейбус продолжает пользоваться спросом среди калужан.
Для многих это самый доступный вид транспорта.
Хроника подорожания троллейбуса
- 2008 год — на 1 рубль, с 7 до 8.
- 2011 год — на 2 рубля, с 8 до 10.
- 2012 год — на 1 рубль, с 10 до 11.
- 2013 год — на 4 рубля, с 11 до 15.
а как у них
Стоимость проезда в общественном транспорте у соседей (руб.)
Город | Троллейбус | Маршрутка |
Тула | 13 | 14 |
Брянск | 11 | 12 |
Смоленск | 12 | 11–16 (в зависимости от расстояния) |
Орел | 11 (днем) 14 (после 20:00) | 12 (днем) 15 (после 20:00) |
кстати
Что еще подорожает в 2013‑м
- Алкоголь. В этом году акциз вырос на 25%, в результате минимальная цена бутылки водки составит 170 рублей.
- Табак. На сигареты с фильтром акциз увеличился на 31%, на сигареты без фильтра и папиросы — на 57%. Средняя цена пачки сигарет может вырасти до 40 рублей.
- ЖКХ. Традиционное увеличение тарифов произойдет 1 июля. Газ в Калужской области подорожает на 15%, повысится цена и на электричество, и на водоснабжение. Но на сколько, региональное министерство конкурентной политики и тарифов пока не сообщает.
- Бензин. Из-за повышения акцизов и запрета на дешевое, но загрязняющее окружающую среду топливо литр бензина в конце года может подорожать в среднем на 2,4 рубля.
- Продукты. Подорожают из-за роста цен на бензин и неурожая зерновых в 2012‑м.
- Проезд по железной дороге. В этом году РЖД поднимает стоимость билетов в эконом-классе на 20%. Параллельно в компании заговорили о сокращении количества плацкартных и общих вагонов в поездах дальнего следования.
обратная связь
Уважаемые читатели! А сколько, по-вашему, должен стоить проезд в городском общественном транспорте? Пишите нам на электронную почту:perekrestok@kp.kaluga.ru, оставляйте свое мнение в комментариях.