Тысяча и один сон
Существуют места, где, как говорят, для близкого знакомства с ирреальным
не нужно включать воображение.
Существуют места, где, как говорят, для близкого знакомства с ирреальным не нужно включать воображение. Сама история позаботилась о том, чтобы размыть границы миров. Здесь принято говорить о призраках как о чем-то более материальном, чем чашка кофе на завтрак.
Сотни замков в долине Луары хранят память о предательствах и интригах, ночах страсти и вечерах романтической любви, коварных убийствах и казнях, безудержной роскоши и глубинах отчаяния. Какие ночи помнят кровати с балдахинами эпохи маркизы де Помпадур в замке Марсэ — эпохи, когда все приносилось в жертву страсти к женщине. В вечерний час, когда гаснут свечи, вам шепотом поведают историю о печальных последствиях этой страсти — по коридорам до сих пор бродит неупокоенный дух совращенной девушки, которая, будучи брошенной коварным любовником, зачахла от тоски и позора в этих стенах. И по сей день можно встретить бедняжку, рыдающую в темноте под сводами галерей.
Замок Нуазэ (Франция) хранит свою леденящую кровь историю — на его балконе были повешены заговорщики, плетущие интриги против короля. В замке Блуа был убит Людовик Орлеанский и в нем же закончила свой жизненный путь Екатерина Медичи. В часовне Сент-Юбер замка Амбуаз покоится прах самого Леонардо да Винчи... Здесь все эти истории кажутся реальными, исторические личности, чьи судьбы вершились в этих стенах, — более близкими, чем все политики и звезды современности. Нынешние владельцы отелей делают все, чтобы прошлое встретилось с настоящим: к дверям отелей постояльцев подвозит запряженная лошадьми карета, лакеи носят напудренные парики. Историю хранят и предметы — от средневековых доспехов до легкомысленной мебели времен Просвящения (все — подлинники), и книги — в библиотеке еще бережно хранятся фолианты, повествующие о трагедиях и триумфах прежних дней. Умело сплетенное кружево легенд, преданий и обычаев, тщательно поддерживаемых и оберегаемых, делают здесь искусство иллюзии еще более утонченным, уводя разум еще дальше призрачных границ истории — в область сказок.
Здесь, как говорят, бродит гневный призрак Синей Бороды — или его исторического прототипа, еще более жестокого и ужасного, чем сказочный персонаж. Посреди Шпионского леса находится замок Юссе. В нем будто бы происходили события, описанные в сказке Шарля Перро «Спящая красавица». Она и до сих пор спит там своим нерушимым сном — в одной из башен замка есть музей, где посетители могут увидеть ее восковое лицо.
Но какой сон, даже вековой, может быть чудеснее этих мест: парков и лесных массивов, в которых расположились поля для гольфа, теннисные корты, бассейны, велосипедные дорожки, где можно покататься в карете или верхом на лошадях, полетать на воздушном шаре или вертолете, поучаствовать в псовой охоте и продегустировать коллекционные вина из местных погребков, — чудеснее долины реки Луары?