В хорошие руки…
На побережье Средиземного моря родилась красивая легенда о богине
красоты Венере, которая, играя на морском берегу с ракушкой, порезала
палец.
На побережье Средиземного моря родилась красивая легенда о богине красоты Венере, которая, играя на морском берегу с ракушкой, порезала палец. На зов богини явились юные нимфы и перевязали тоненькими льняными лентами не только палец, но и всю кисть. Повязку сделали так искусно, что она даже не была заметна. Так появилась идея создания перчатки.
Сами греки, которым приписывают эту легенду, смеялись над белоручками, носившими перчатки как предмет гардероба. Другое дело рабочие рукавицы: их надевали во время работы в поле и готовки. В Древнем Риме, напротив, перчатки носили почти все. Богато украшенная перчатка из красного сукна была символом Священной Римской империи. А во время еды использовали специальные, под названием «дижиталиа», из натурального шелка, — брали ими горячие куски пищи — ножей и вилок тогда не было.
Ах, перчатка, милый, миниатюрный аксессуар! Cколько трагедий, волнений, романтики было связано с этим с виду незначительным предметом! Им были отмечены такие важные моменты в жизни, как вызов на дуэль, когда перчатку бросали под ноги врагу или били ею по лицу, призывая смыть оскорбление кровью, присяга вассала своему господину или рыцаря — возлюбленной невесте… Взамен девушка вручала рыцарю свою миниатюрную перчаточку, богато украшенную вышивкой. Он носил ее на виду у всех: на шлеме или поясе, когда отстаивал честь прекрасной дамы, сжимая меч рукой в тяжелой перчатке из кованых железных колец. Рыцарь ждал вручения перчатки при посвящении в звание, епископ — при возведении в сан, горожанин — в знак той или иной привилегии — с перчаткой были связаны волнительные моменты в жизни каждого. Именем королевской или епископской перчатки разрешалось торговать, чеканить монеты, собирать налоги. Наравне с печатью перчатка удостоверяла волю власть имущих. Снятая перед старшим, перчатка означала открытость и чистоту помыслов.
То ли дело беднота — перчатки они надевали только для прополки сорняков, чтобы прикрыть руки от режущих стеблей травы и освободить пальцы. Для более грубого труда служили рукавицы или вовсе спущенные, длинные рукава рубахи.
Уже в XVIII веке перчатка становится обязательной для ношения частью дамского туалета, став более изящной, — наконец-то научились изготавливать их точно по форме руки, стали украшать вышивкой, драгоценностями.
В галантный век французского абсолютизма искусство украшать перчатки достигло своего пика: вензеля, кружева, аппликации, жемчуг, золотое шитье…
Благо было где разгуляться — в моду вошли платья с обнаженными плечами, и длина перчатки поднялась выше локтя.
Однако никогда перчатки не были так безумно популярны, как в веке девятнадцатом. Никогда они не были такой обязательной и важной частью жизни, будучи плотно связаны с понятиями о приличиях. Правил, регламентирующих их ношение, появилось невообразимо много, поэтому легко было и попасть впросак. Как глупо чувствовал себя джентльмен, который не успел надеть их перед выходом на улицу! Это считалось верхом неприличия, ведь перчатки нельзя было снимать даже дома.
Цвет зависел от времени суток: в начале дня надевали более светлые перчатки, а вечером — темные. При других обстоятельствах цвет перчаток зависел от костюма у женщин и от ситуации — у мужчин. Так, к трауру полагались только черные перчатки. Для визитов — перчатки в тон костюму.
Охотничьи перчатки чаще всего выделывались из желтой кожи. Часты были оповещения о том, что с утра для дам и мужчин необходимы перчатки цвета «мальтийского померанца». Но самыми изысканными признавались белые с золотыми пуговицами.
Свои условности были и в том, что касалось материала: мужчины в форме обязаны были иметь замшевые перчатки, к штатскому костюму полагались лайковые. В высшем свете ходил такой анекдот: однажды Николай I заметил на балу одного офицера без перчаток. Немыслимая дерзость появиться в таком виде перед государем! На замечание царя офицер ответил, что потерял перчатки. Тогда Николай отдал ему свои.
Книги по этикету давали подробные инструкции, в каких случаях перчатки нужно снимать: «На обедах по приглашению перчатки снимают только садясь за стол, раньше, чем развернут салфетку. Если на званом вечере одного из гостей просят сыграть на фортепиано, то перчатки следует снять не раньше, как сидя у инструмента, и надеть их снова по окончании игры.
Танцевать без перчаток или только в одной перчатке в высшей степени неприлично».
В поэме «Мертвые души» Гоголь так описывает пикантность женского костюма: «Длинные перчатки были надеты не вплоть до рукавов, но обдуманно оставляли обнаженными возбудительные части рук повыше локтя, которые у многих дышали завидною полнотою; у иных даже лопнули лайковые перчатки, побужденные надвинуться далее». Длинные, элегантные перчатки сохранились до позднейшего времени и были особенно популярны в пятидесятые годы двадцатого века: они помогли создать роскошные образы голливудских див — Одри Хепберн, Сары Бернар, Вивьен Ли и Мерилин Монро.
В наш век джинсов, когда все меньше времени уделяется досугу, перчатки вернули свое первоначальное значение — функционального аксессуара, предохраняющего руку от непогоды, особенно актуального в холодной России. Однако традиции не уходят так быстро, и изящная, сидящая точно по руке перчатка всегда подчеркнет вашу элегантность.