И СБОКУ ГАЛСТУК!
Даже в летнюю жару Александр Васильев выглядит так, словно вернулся с лыжной прогулки: на шее повязан пышный шарф, волосы «слиплись» в «ирокез», а оранжевые штаны с мотней чем-то напоминают «треники» Adidas, которые носили наши «братки» в начале 90-х годов.
Васильев вышел к публике, чтобы прочитать лекцию об истории женского платья, однако внешний вид мэтра стал поводом для вопроса, связанного с противоположным полом: «Что будет с мужской модой?»
Лысый, бородатый, кривоногий…
Позже, отвечая на вопрос: «Какие вам нравятся женщины?», знаменитый историк моды сказал: «Женщины мне нравятся умные, а мужчины… (здесь он сделал паузу и сладко улыбнулся, — Авт.) — красивые!» Понятие красоты, как известно, со временем трансформируется. Каков он, мужчина-красавец первого десятилетия XXI века?
Вы не поверите! Он лыс (коротко стрижен), при бороде, усах, с длинным торсом и короткими кривыми ногами. Если борода и усы — дело наживное, что делать с фигурой? Здесь придет на помощь особый покрой брюк с низким поясом, широкой мотней и штанинами типа «банан». Это первая «фишка». Вторая — в мужской моде «умер» галстук. Вернее, не умер, а переместился на другое место. Сейчас галстуком принято подвязывать брюки! (Женщины, успокойтесь — узел завязывается сбоку.) Вместе с галстуком отмирают привычные воротники мужских рубашек — на смену отложным пришли воротники-стойки. Что происходит с мужской модой, откуда дует ветер?
А ветер моды — не только мужской, но и женской — дует с Востока. Вы знаете, кто является основным потребителем haute couture? Россия, Китай, Гонконг и Объединенные Арабские Эмираты. Что касается Европы, то на ее долю приходятся какие-то жалкие 5 процентов! В последнее время дома высокой моды ориентированы на мир ислама. А что делать, если в Лондоне облака цепляются за пики бесчисленных минаретов, а в Париже женщины прячут лицо под хеджабом? На чей вкус рассчитывать? Вот европейский модник невольно и превращается в мусульманина: бритая голова, усы, штаны с мотней и туфли на босу ногу.
В женской моде чувствуются тенденции 80-х годов: накладные плечи, рукава реглан, прически в стиле «взрыв на макаронной фабрике»: начес вверх и вперед. Что касается цвета, то здесь начинают доминировать бежевые, изумрудно-зеленые оттенки. Они вытесняют лиловый и сиреневый цвета, бывшие популярными в начале года. (Это, кстати, тоже реверанс в сторону мусульманства.) В моде — стиль афро. А это — горячий привет первой леди Америки, несравненной супруге Барака Обамы! Так что конъюнктура и мода — вещи взаимосвязанные.
Бедные наши блондинки… Им придется красить волосы в черный цвет и влюбляться в кривоногих мужчин!
Гламур умер, да здравствует…
В Париже наших женщин узнаешь за версту. И не только по походке. В декабре прошлого года Васильев повез в столицу Франции очередную порцию слушательниц своей школы. На улицах — пробки, и мэтр предложил добраться до назначенного места на метро. Одна из наших дамочек нарядилась в соболиную шубу «в пол». Вся в стразах, в руках — сумочка Fendi. Две малолетние цыганки-воровки тут же попытались запустить в эту золотую сумочку свои шаловливые ручки, чтобы вытащить телефон Vertu. Дама оказалась не промах, воровок сцапала и при этом возмущалась: «Почему именно на меня они обратили внимание?»
Ответ прост как гвоздь: «Скромнее надо быть, милые дамы!» В Европе мех носят внутрь, как теплую подстежку. А наружу выпускают лишь меховые манжеты и воротник. В моде — элегантная скромность. Неприлично быть сборищем брэндов, когда сумочка, сапожки, платье и шубка украшены лейблами разных фирм. «Дольче и Габбана» в модных кругах уже расшифровывают не иначе, как «Дорого и Глупо».
Гламур умер. Европейские дома моды в кризисе. Пострадали и те, кто тачал одежду «под фирму». В Стамбуле мэтр встретился с приятельницей, которая владеет концерном, специализирующимся на пошиве «итальянских» шуб. Турчанка в шоке: шубы с лейблом «Made in Italy» никто не берет. Не клюет покупатель и на яркие сумочки, украшенные цветами и стразами. А ведь все это делалось для нас, русских! Что мог посоветовать своей приятельнице наш историк моды? Попробовать отправить этот товар в Молдову и Казахстан — возможно, там вкусы еще не изменились.
В эпоху кризиса выйдут из моды многие марки одежды. Изменится отношение к музыке, кинематографу, литературе. Все это Александра Васильева радует. Он считает, что перемены пойдут людям на пользу. Во время кризиса, например, не упал интерес к чтению — продажи книг во Франции увеличились на 30 процентов! (Ровно на столько же упали продажи модной одежды.) Это значит, что люди уходят от временного, сиюминутного и ставят во главу угла вечные ценности.
Историк моды верит в магию цифр. Он считает, что мода меняется в 5, 10, 25, 50, 100 лет. Десятые годы каждого столетия связаны с крупными потрясениями. Например, в 1612 году была война с Польшей, в 1812 — с Францией, в 1914 году началась Первая мировая… Так что кризис, предрекает историк, — это только начало…
Хочется, чтобы мэтр ошибся. Пусть умрет гламур. Пусть мода сойдет с ума. Для нас одно важно — лишь бы войны не было.