«Чаевая» церемония

Умение оставлять чаевые искусством вряд ли назовешь. И все же вопрос, кому и сколько дать «на чай», хоть раз да мучил каждого. Подводных камней здесь много. Кроются они и в политике заведения, и в традициях той или иной страны. Щекотливые ситуации неизбежны, но небезнадежны.
14:47 22.05.2009
0 2648

Умение оставлять чаевые искусством вряд ли назовешь. И все же вопрос, кому и сколько дать «на чай», хоть раз да мучил каждого. Подводных камней здесь много. Кроются они и в политике заведения, и в традициях той или иной страны. Щекотливые ситуации неизбежны, но небезнадежны.

Из истории
Первое упоминание о чаевых как таковых относится к ХIV веку. Содержится оно в одной из средневековых немецких хроник. В те времена единственным источником воды в немецких городах были колодцы, которые размещались на площадях. Вода в них была бесплатной. Но находились предприимчивые дельцы, которые помогали горожанам донести тяжелые ведра до дома. За это они получали так называемые trinkgeld (дословно — «питьевые деньги»).
Спустя несколько столетий, в 30-х годах XVIII века, о чаевых заговорили и в Англии. В то время с мая и до осени были открыты «чайные сады». Среди цветочных клумб под звуки музыки и в окружении танцоров собирался высший свет Англии, чтобы обсудить последние новости за чашечкой ароматного чая. На столиках стояли маленькие деревянные коробочки с надписью T.I.P.S. (To Insure Prompt Service — для обеспечения быстрого обслуживания). Желая поскорее получить горячий чай, посетители кидали в коробочку монету. Аббревиатура T.I.P.S. настолько укрепилась в английском языке, что и по сей день жители Туманного Альбиона именно так называют чаевые.
Похожим образом традиция чаевых сложилась в Америке. Приходя в кафе или ресторан, человек сразу же выкладывал на стол определенную сумму. Официант, видя это, старался обслужить клиента как можно более старательно. Уходя, посетитель оценивал обслуживание — либо оставлял, либо забирал деньги.
В России же чаевые появились вместе с первыми чайными — при Александре II.
Оставить несколько монет официанту все на тот же чай вскоре стало привычным делом. Согласно другой версии, «дать на чай» значило просто заплатить за стоимость самой мелкой расфасовки чая. Так или иначе, но чай и чаевые в нашей стране были практически неразрывными понятиями.

Всем по заслугам!
Тот факт, что существует понятие «чаевые», вовсе не вынуждает оставлять их где придется. В конечном счете, давать на чай или нет — личное дело каждого. Чаевые — всего лишь способ выразить свою благодарность за понравившийся сервис носильщику, швейцару, официанту или горничной.
Дополнительная оплата всегда стимулирует обслуживающий персонал выполнять свою работу лучше и с учетом ваших пожеланий. Совсем за небольшое поощрение водитель такси включит ту радиостанцию, которую слушаете вы, а парикмахер, зная о вашей привычке оставлять чаевые, с большим вниманием отнесется к укладке прически.
Отдельная история — официанты. О них мы вспоминаем в первую очередь, говоря о чаевых. Одно время многие заведения практиковали такой подход, когда чаевые были включены в стоимость заказа. Это совсем не радовало некоторых посетителей, ведь «награда обретала героя» вне зависимости от того, насколько хорош был сервис. Поэтому сейчас такое мало где практикуется. В основном — в сетях быстрого питания. В более крупных заведениях право оставить чаевые — за вами. При этом стоит помнить, что их минимальный размер равен самой мелкой купюре. У нас это десять рублей. А вот оставлять на чай монетами — дурной тон. Официант воспримет это как недовольство своей работой. Такое приемлемо, если вы долго прождали заказ, а подан он был небрежно или вовсе оказался не вашим. В этом случае пара звонких монет означает, что правила вы знаете, но чаевые оставлять некому.

География чаевых
Определившись со своими симпатиями к тем, кто заслужил чаевые, вы задаетесь вопросом об их размере. Тут все зависит от того, в какой стране вам пришлось столкнуться с благосклонным отношением к своей персоне. В принципе, одного евро (или эквивалентной ему суммы в местной валюте) вполне достаточно для горничных, швейцаров, носильщиков, сотрудников заправки и т. д.
Куда сложнее с официантами. В этом случае самая дорогая «чаевая» страна — Америка. Здесь в зависимости от уровня заведения чаевые могут достигнуть и 25% от общего заказа.
В Европе самое большое поощрение принято оставлять во Франции. Чаевые (их называют там «пурбуар») составляют 15-16% от заказа. Обычно они включены в счет. Но все же не поскупитесь добавить 0,5-1 евро сверху. Для русских более привычна сумма в 10% от стоимости заказа. Столько же ждут и в Греции, где чаевые, правда, включены в счет. В Германии, Италии, Швеции, Дании, Норвегии чаевые также включены в стоимость заказа и составляют 5-10%. На такой же размер вознаграждения рассчитывают португальские и испанские официанты, однако там чаевые в счет не включают. Эта сумма может показаться роскошью для Швейцарии, Голландии и Австрии. Там принято оставлять официантам не более 3-6%.

В странах Востока и Азии чаевые — «бакшиш» — исполнитель заказа определяет сам и открыто говорит об этом. Правда, вы можете поторговаться. Чего точно не придется делать в Японии: там давать на чай запрещено. Японцы считают, что обслуживать по высшему разряду — это их обязанность, и предложение вознаграждения за хорошую работу они воспринимают как оскорбление. Что в очередной раз подтверждает известную истину: отправляясь в далекое путешествие, не поленитесь познакомиться с традициями принимающей страны. Одно дело — отведать блюдо национальной кухни, а другое — подобающим образом отблагодарить за полученное удовольствие.
В России вряд ли можно стать нежеланным клиентом в «обделенном» чаевыми заведении. Куда серьезней все в Америке. Служащие, чей труд вами не вознагражден, сочтут такое поведение за личное оскорбление. Так, в 2000 году Хиллари Клинтон позавтракала в ресторане городка Альбион в штате Нью-Йорк, от которого она баллотировалась в Сенат США, и не оставила официантке чаевых. Этот случай был подробно описан в газетах, и взволнованные американцы со всех концов страны стали присылать гневные письма в адрес «жадной миссис Клинтон», а также денежные переводы для обиженной официантки. Такая «скупость» едва не стоила Хиллари Клинтон места в сенате. Еще долго ей пришлось убеждать избирателей, что она не имела намерения оскорбить официантку.

Автор: Редакция.
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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