Generation «y»
Новое поколение — новые тенденции. Это не предположение, не догадка и не вымысел, а заслуживающий внимания факт. Вечный спор отцов и детей продолжается. Стартом нового поколения ученые считают 1980 год. Рожденные после него — «игреки», до — «иксы». «Золотой квадрат» ищет сходства и различия между ними.
Новое поколение — новые тенденции. Это не предположение, не догадка и не вымысел, а заслуживающий внимания факт. Вечный спор отцов и детей продолжается. Стартом нового поколения ученые считают 1980 год. Рожденные после него — «игреки», до — «иксы». «Золотой квадрат» ищет сходства и различия между ними.
В 1991 году в Америке демографом Нейлом Хоувом и историком Вильямом Штраусом была разработана так называемая «теория поколений». Ученые рассмотрели проблему поколений в аспекте ценностей, свойственных одному и другому, и выявили основные различия. Это адаптация на работе и отношение к обязанностям. Сразу оговоримся, что ценности не берутся из воздуха, а возникают в результате социализации, то есть характер нового поколения — это результат воспитания старшего, как бы родители ни качали головами, глядя на детей. Бесспорно, в социализации личности немалую роль играет среда, в которой воспитывается ребенок. Ребенок, попадая в ту или иную среду, не оценивает ее плюсы и минусы, он просто адаптируется и старается жить по существующим законам.
Сравнивая новое поколение с предыдущим, психологи отмечают прежде всего то, что поколение «игрек» выросло в эпоху виртуального мира, тогда как «иксам» компьютеры стали доступны уже в зрелом возрасте. Раннее знакомство с ICQ, общение в социальных сетях, электронная почта, с которыми «игреки» буквально выросли, дают возможность общаться оперативно, коротко и емко, невзирая на расстояния и степень знакомства. Это обстоятельство обуславливает основную черту нового поколения — способность к оперативному общению и скорой обработке информации, в том числе и в повседневной жизни, не относящейся к Интернету. Такая способность может здорово помочь молодежи в работе, если бы не одно но: «игреки» почему-то не научились у старших терпению и адекватной оценке собственных способностей.
Вспомните своих знакомых, рожденных после 80-го: каждый из них, окончив вуз, начинает считать себя профессионалом и ждет предложения работы с большим окладом. Выйдя из студенчества, «игреки» могут месяцами, а то и годами сидеть дома, не желая приобретать опыт, полагая, что все нужные знания им дали в вузе, тогда как вуз — это только стартовая ступенька развития специалиста. Любой вузовский профессор, да и просто человек из старшего поколения скажет, что академическое образование не предполагает завершенности. Вуз дает многое: упорядочивает систему мышления, создает общий культурный уровень, дает основные навыки профессии. Но никакой вуз не даст новому поколению бесценного опыта и зрелой школы наставничества, которую можно пройти только у практикующих профессионалов, большинство из которых относится к «иксам». Наряду со способностью к быстрым умозаключениям, психологи отмечают наивность нового поколения: молодежь не умеет ждать, наивно полагая, что работодатели по-булгаковски «придут и дадут сами», а напрасно…
К ценностям нового поколения относятся индивидуальность и особенности личности. «Игреки» ждут работу, на которой эти ценности будут приветствоваться, но, как только представителей нового поколения перестанет что-то устраивать, они с легкостью напишут заявление об увольнении и пойдут искать что-то новое. Дожидаться развития и тем более повышения — не для них. Они стали взрослыми в период демографического спада и прекрасно осознают заинтересованность руководителей в молодых талантливых кадрах. Ситуация на рынке труда сегодня такова, что у них есть возможность выбора и они стремятся выбирать лучшее: брендовые компании, в которых руководитель — профессионал и делает все, для того чтобы им на работе (и вне работы) жилось очень хорошо. Зачастую «игреки» не задумываются, что такая ситуация может надоесть руководству и ему проще будет «подтягивать» на потенциальную должность людей прошлого поколения, амбиции которых обусловлены опытом.
В общем, спор отцов и детей снова ничем не закончился. Пора признать, что уравнение с двумя неизвестными «X» и «Y» даст положительный результат только в том случае, если они будут взаимодействовать между собой.