Сергей Фадеев: «Калужское образование находится на солидном уровне»
Дискуссия продолжается
Так получилось, что статья депутата городской Думы и директора школы № 5 Сергея Зеленова «По ту сторону школьной доски», опубликованная нами 6 сентября этого года, положила начало целому циклу публикаций авторитетных калужских педагогов на тему школьного образования.
Эстафету подхватил профессор КИ МГЭУ Александр Казачинский, который в статье «Будитель спящих» (№ 39 газеты «Калужский перекресток» от 27.09.17) достаточно критично отозвался об уровне образовательного менеджмента в целом по России и в Калужской области в частности.
Сегодня к обсуждению этой темы присоединяется третий участник: депутат Законодательного Собрания Калужской области, заслуженный учитель России, почётный работник среднего профессионального образования, кандидат педагогических наук, доцент Сергей Фадеев. По его мнению, не всё так ужасно: проблемы в образовательной сфере есть, но они не носят критического характера.
— Сергей Алексеевич, почему вы решили обратиться в наше издание?
— Ваша газета пользуется огромной популярностью и авторитетом среди жителей нашей области. Её читают и депутаты Заксобрания, и руководители города и области. Для власти это полезно, потому что даёт срез общественного мнения по тем или иным вопросам, показывает настроения людей.
— А почему вас заинтересовала тема образования?
— С образованием связана вся моя жизнь. Я окончил Калужский педагогический институт, в 23 года был назначен завучем в Грабцево, затем работал директором школы в Колюпаново, в 27 лет стал директором калужской школы № 38, где и проработал значительную часть жизни.
Поэтому, как вы понимаете, мне тоже есть что сказать по этому поводу. Мне кажется, важно давать взвешенные выводы, избегая крайних оценок. Как депутат я езжу по районам, общаюсь с людьми, всегда захожу в школы, говорю с руководством районов, с педагогами.
Что было 20 лет назад и что сейчас — разница огромная. Материально-техническое состояние школ улучшилось в разы, везде чистота, пришкольная территория ухожена, отличное питание в школьных столовых. В таких школах хочется работать и хочется, чтобы дети получали здесь знания.
Поэтому я категорически не согласен с тем, что калужское образование в кризисе и его надо менять. Мы на хорошем, солидном уровне. Когда говорят, что калужское образование чем-то страдает, это обижает не только органы власти, но и все педагогические коллективы.
— Вы хотите сказать, что ни в каких реформах наше образование не нуждается?
— Семья и образование — это самые косные социальные институты в обществе, их не нужно реформировать, тем более не надо устраивать соревнование, кто больше проведёт реформ. В Европе социальный институт семьи начали реформировать — и что из этого получилось? «Родитель 1 и родитель 2». Нация исчезает. То же самое относится и к образованию.
Когда говорят, что школьные знания устаревают, у меня вопрос: а в чём они устаревают? Сейчас по русскому языку 6 учебников! У нас что, в шестом учебнике седьмой падеж придуман? По географии — 5 учебников, по истории — 4 учебника, и педагогические коллективы вправе выбрать, по какому преподавать.
Школа должна давать базовые знания, и их качество от количества учебников не зависит. А вы знаете, что знания сегодняшних отличников соответствуют примерно знаниям троечников 60–80-х годов прошлого века? Это строгие социологические данные.
Сегодняшний выпускник очень много знает о любовных похождениях Пушкина, как застрелился Маяковский, как повесился Есенин, но ни одного их стихотворения наизусть не помнит. Разве это нормально? По каждой дисциплине должен быть один классический учебник на 25–30 лет.
— То есть сейчас речь может идти не о дальнейших реформах, а об отказе от тех реформ, которые уже проведены?
— Совершенно верно. Во времена Бориса Ельцина из школьной программы убрали начальную военную подготовку. Этот предмет на Западе расценили как проявление нашей агрессивности. Вон как выкрутили! А ведь главная, основополагающая задача любого государства — оборона. А у нас детей вместо того, чтобы учить защищать Родину, учат основам безопасности жизнедеятельности. Послушайте, но ведь это же смешно!
Сейчас у молодёжи всплеск интереса к военному делу, ребята с большой охотой идут служить в армию. Девушки тоже от них не отстают, чего стоит один женский набор в военные лётчики! Надо воспользоваться этой волной патриотизма и вернуть НВП в школы. А на Запад обращать внимания не стоит, они в любом случае будут считать нас агрессорами. Астрономию вернули в этом году в учебные планы. Осознали, что страна, запустившая первый искусственный спутник Земли, и родина первого космонавта просто обязана давать знания по астрономии.
Отменили предметы «Труд» и «Домоводство», которое переименовали в «Технологию». Теперь парни не могут и гвоздя вбить, а девочки картошку сварить. Разве это нормально?
ЕГЭ — по желанию
— Другая большая проблема — Единый государственный экзамен. Не секрет, что он так и не прижился и не приживается. Ян Амос Коменский определил, что урок должен длиться 45 минут, и с этим уже 400 лет никто не спорит. А ввели ЕГЭ, и каждый год: «нужен не нужен».
Как можно сдавать иностранный язык по тестам? Это же разговорная речь. Чтобы определить, знает ли человек иностранный язык, с ним нужно как минимум поговорить. А по тестам, если повезёт, я могу и китайский язык сдать.
Наконец-то ввели сочинение. Сдавать русский язык, проставляя галочки, — ну это просто глупость.
— ЕГЭ взять и отменить?
— Это тоже неправильная постановка вопроса. Тестовый экзамен нужен, но сфера его применения годится лишь для определённых регионов и для тех выпускников, которые сами этого хотят. Но есть и те, кто хочет сдавать экзамен классический.
Поэтому я считаю, что, так же как школьник имеет право выбора формы обучения, так же он должен иметь возможность самостоятельно определить — сдавать ему выпускные экзамены в форме ЕГЭ или в классической.
Коммунистическая изжога
— По сути, вы говорите о необходимости возврата к советской системе образования…
— Ни в коем случае! Негатив советской системы, когда все должны хорошо учиться и становиться инженерами, тоже очевиден. Коммунисты выбили уважение к человеку-профессионалу: который умеет лечить, умеет учить.
А кто будет плотником, водителем? И что, быть плотником или водителем плохо? Разве секрет, что многие выпускники вузов сейчас работают за станками? И не стесняются, потому что хорошо зарабатывают. У нас должны быть рабочие-профессионалы.
Не все могут успевать по всем предметам, и не нужно делать из этого трагедию и оставлять ребёнка на второй год. Пусть дальше учится, выписывать ему документ с двойкой, ничего страшного в этом нет. У Пушкина по математике в аттестате стояла двойка, и что?
А стремление, чтобы ребёнок во что бы то ни стало успевал по всем предметам, вредит всем. Родитель стесняется ребёнка, потому что тот не может освоить предмет, ребёнок неохотно идёт в школу, потому что чувствует себя неполноценным. Нанимают репетиторов, платят им деньги, лишь бы получить хорошую оценку. Репетитор не справляется, ребёнок мучается, начинает болеть. Дети от отчаяния уходят в Интернет, в соцсети.
Все дети рождаются талантливыми, но по-разному. Мы должны гордиться, что наш рёбенок хорошо плитку кладёт, и он никогда не будет нищим, и его всегда будут уважать. А кому-то нравится, как работает станок. Как резец режет металл. Как из чёрной ржавой заготовки получается изящная блестящая деталь. Она пахнет металлом. Она точных размеров. И это сделали его руки.
На Турбинном заводе у меня выпускник, бывший троечник, обрабатывает детали стоимостью 125 тысяч рублей. Много ли найдётся отличников — выпускников вузов с таким уровнем ответственности?
Поэтому, если ученик не успевает по какому-то предмету, из этого не нужно делать трагедию и обижать ребёнка. Он будет успевать в другом, а задача учителя в том и состоит, чтобы это другое в нём открыть и развить.
— Спасибо за интервью!