Выпускники будут сдавать ЕГЭ «для жизни»
Критерий грамотности при написании выпускного сочинения отодвинули на последний план.
Основное новшество, прежде всего, связано с возвращением в систему государственной итоговой аттестации сочинения. Оно является обязательным и станет для выпускников формой допуска к сдаче Единых государственных экзаменов. Сочинение школьники будут писать 3 декабря в своих школах. На написание работы отводится 4 часа, ее объем должен составлять не менее двух листов формата А4. Работы будут оценивать школьные учителя в формате «зачет/незачет». В случае получения отрицательного результата сочинение можно будет переписать в феврале, а затем в апреле-мае.
- Надеемся, что число детей, которые не напишут сочинение и не смогут быть допущены к экзаменам, окажется небольшим, - уверен Александр Аникеев. – Чтобы получить оценку «зачет», не нужно быть семи пядей во лбу. Достаточно усвоить предмет в объеме школьной программы на минимальном уровне. Мне кажется, ученик, который хотя бы немного читает, справится. Основная идея – не в том, чтобы запугать детей, а в том, чтобы стимулировать их к более активному чтению и повышению читательской культуры.
Выпускные сочинения будут оцениваться по 5 основным критериям: соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция сочинения и логика рассуждения, качество письменной речи и, наконец, грамотность.
- Как видите, в данной иерархии критериев грамотность отнесена не к первым позициям, - заметил министр образования. – «Незачет» ставится в том случае, если грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста. В сумме – не более 5 ошибок на 100 слов.
Мы подсчитали: с учетом того, что объем школьного сочинения должен быть не менее 2 листов формата А4, в которых содержится, в среднем, около 500 слов, допустимо совершить до 25 ошибок. Здесь, как говорится, без комментариев…
Изменится процедура проведения некоторых экзаменов, например, по иностранному языку. Теперь он будет включать в себя раздел «говорение», связанный с анализом устной речи выпускника. Он не является обязательным, но максимальные 100 баллов можно будет получить лишь при условии сдачи и письменной, и устной части экзамена.
Единый госэкзамен по географии можно будет сдать по окончании изучения учебного курса по данному предмету, то есть в 10 классе.
Еще одно изменение связано с исключением из контрольно-измерительных материалов на ЕГЭ по русскому языку части «А», которая носит тестовый характер. К слову, это обстоятельство весьма опечалило многих выпускников. Раздел «А» считается «легким», и успешное решение заданий в нем являлось, своего рода, гарантией получения положительного результата за экзамен, в целом.
И наконец интересные перемены ожидаются при проведении экзамена по математике. Основная идея заключается в том, что экзамен по этому предмету выпускники смогут сдать на одном, либо на двух уровнях сразу: базовом и профильном.
- Иногда детей пугает понятие «профильный». Некоторые считают, что это уровень углубленного изучения предмета. На самом деле, он предполагает знания на уровне школьной программы, - поясняет министр образования. – Что касается базового уровня, то это будет так называемый уровень математики «для жизни». Его могут выбирать выпускники, которым не нужно сдавать математику при поступлении в вуз. Если же это необходимо, то школьники должны будут сдавать экзамен на профильном уровне.
Аргументация в пользу такого разделения связана с тем, что в федеральное министерство образования и науки поступает очень много обращений о том, что у детей с гуманитарным складом ума возникают проблемы со сдачей математики.
- Вероятно, им пошли навстречу. Сам я считаю, что в школе должен быть единый уровень математического образования. Математика является ключевым предметом, который оказывает сильное влияние на развитие умственных способностей ребенка. Мне кажется, эта грань между «физиками» и «лириками», гуманитариями и негуманитариями очень зыбкая.
Интересуюсь: не приведет ли такое разделение к тому, что в будущем «лирики» вообще перестанут учить математику? Или к тому, что вслед за «математикой для жизни» появятся другие «жизненные» предметы: например, тот же русский язык или литература с историей, которые плохо даются «физикам»?
- Вопрос обоснованный. Меня он тоже беспокоит, - ответил Александр Аникеев. – Поживем – увидим. Возможно, если мы увидим, что эти новшества не способствуют повышению качества математического образования, они будут отменены.
Впрочем, нормативно данные изменения в процедуре сдачи математики еще не утверждены. Это случится после соответствующего эксперимента, который в ряде школ России пройдет в ноябре этого года. Участвуют в нем и 10 школ Калужской области.