Мой Усов: в реанимации скончался лидер группы «Соломенные еноты»

11 апреля не стало Бориса Белокурова.
21:30 25.04.2019
2 10901
Автор: Андрей Дарьин.

11 апреля в реанимации скончался лидер группы «Соломенные еноты» Борис Белокуров, более известный под своей предыдущей фамилией — Усов.

Первый раз я столкнулся с его творчеством в конце 2013 года, ­читая отзыв на настойку «Старка», опубликованный в паблике «Краткие обзоры на вкусное и дешевое бухло» (редакция напоминает читателям о вреде чрезмерного употребления алкоголя).

Погружение

К одному из комментариев там была прикреплена песня «Одна посреди зоопарка» группы «Утро над Вавилоном», которая так мне понравилась, что я начал искать информацию о проекте и, конечно же, музыку. И был весьма удивлен, узнав, что «Утро над Вавилоном» — творческое ответвление другой, куда более мощной группы — «Соломенные еноты», а все песни от женского лица написаны московским поэтом и музыкантом Борисом Усовым.

Затем я узнал и о знаменитом «Формейшене» — неформальном объединении андеграундных ­музыкантов, где помимо «Енотов» были такие группы, как «Лисичкин хлеб», «Резервация здесь» и другие, менее известные широкой общественности коллективы. Тогда я с головой ушел в этот мир, да и сейчас постоянно в него возвращаюсь.

Жизнь по собственным рецептам

Творчество Усова наглядно демонстрирует разницу между культовым и популярным. «Еноты» выступали в основном на квартирниках или в маленьких ДК, причем эти концерты частенько заканчивались скандалами. Альбомы записывались самиздатом и могли себе позволить звучать даже хуже, чем ранняя «Гражданская оборона», что, согласитесь, дано не каждому.

Борис любил сам оформлять обложки своих альбомов.

В лирике Усова нежность и сентиментальность в разных пропорциях сочетаются с отвращением ко всему. Его песни населяет целый бестиарий: мотылек-птеродактиль, ­ленивец-ревнивец, православный лемур, маленький дракон, красный кот Джульбарс и прочая, прочая, прочая. Они любят, страдают от экзистенциальных проблем и безжалостно атакуют мещан, потребителей и буржуев.

И образ жизни самого Усова полностью соответствовал его песням — начитанный маргинал-­синефил из Коньково, внутренний эмигрант, пребывающий в параллельном мире с собственными ценностями и иерархиями, а также с  полным презрением к деньгам.

Обнинские продолжатели

Некоторый ренессанс интереса к подпольной московской сцене произошел в 2014–2015 годах, когда Александр Горбачев и Илья Зимин выпустили книгу «Песни в пустоту», а Феликс Сандалов — «Формейшен». Песни появились в Интернете, стали возникать сообщества поклонников. Но масштаб всего этого по-прежнему никак не соответствует масштабу творчества «Енотов»: в их главной группе в «ВКонтакте» сегодня состоит менее 5000 человек.

Вся жизнь — в творческом беспорядке.

Мейнстримовый русский рок тоже предпочитает обходить вниманием Усова сотоварищи. В трибьют-альбоме «Соломенных енотов» самой известной группой были «Последние танки в Париже» (Леха Никонов очень комплиментарно отзывался об Усове-поэте), названия прочих коллективов вряд ли скажут что-то даже искушенному слушателю: «Великие ­Пустоты», «Братство конца», «Уроки поцелуев»… Зато наиболее полно эстетика «Енотов» и «Формейшена» проявилась, как ни странно, в обнинском андеграунде. «Ленина пакет» Вани Айвана и многочисленные музыкальные проекты поэта Андрея Жильцова где-то больше, где-то меньше наследуют традиции коньковского бунтаря.

А в завершение приведем слова, сказанные на этот счет самим Усовым: «Пусть копируют «Соломенных енотов». Мы тоже так начинали, пытались делать, как «Инструкция по выживанию», но в итоге получилось все равно что-то свое. Здесь то же самое — скопировать сложнее, чем сделать что-то новое».

Эта статья была опубликована в №16 газеты «Калужский объектив» от 19.04.2019.

Новости по тегу
Лента настроения
10 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 2 комментария
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
eyJpdiI6IjBVVzlMTE1uWkdjaksvcVc5eWFVMnc9PSIsInZhbHVlIjoiR2JDaXZOcFFxc2p6cGRwWjJKNlY4aGVicHVlWmpoL1V4K3U2bUU1cHlzemQ5Y05ZYlJGcVUrRWwzRkRRcFpiVzNrcDVKTXRRL2V3eEE1bm5wMjlTaEZtME9ma3VqUVFvaHIveFNvbTBYcDhXTkhuVFRlVlVtNHViZklaRzlQMUc5MFNya3ZtTVh2a0dpODh5VTd2c0F1TGFmLzgwRzJOdjAxUG9OeGtwSW15a3BjbThTQUovcFJPaXhBaUhPVVBTUFgwd0tFOGR4NmpnOFBkaFk3WlFjaXBTTzA2eGxoRXBkVzEvZUkxMHdpS1JGY09oS3o5TTRWSXJaTXVjNXYyaXNjUmtweWNKU21VeHZXT2J6MzhBMXJPUzkxMThCL3VOWmtOZGQ1eVNoWTFlb21JQy8xR3piRUJ1NC9BVjhOZ1g1NEJ3NTVhc2VlOFpzWTcyeHg2aEw5T3J3d3NEYnpDZkdnZFJTakpjVnlGOUN2WTNCNk1NaUpMRDVNVDc3Q2xmaU01Sm9hQlpvRkpZeHlCMGdjaElGYXM4b3pGbU9oNW5EYUxBQ0lENUdwUlVuSXh3Y3gxTnF1RUd5SUticlowOEk5VW04c1dKNG5SN3hTYVY0N2dpWDN6VnhXbGtXQ0Z2TWZ6MW9zeVMrUmpMVCtScjhLRVp0TkhnOVFqbkRVVkJPSXJpU01yV1pITXRWUDVlYzZVYlZWdzlSVUlHNENUZE5SZzBtVjUvWDJRQVFVZUZtbDl3dGsxWTV1Q3hZcUtCTVR6Z3FCMmZkY3JtUEFWbVdhV3Mxa0puNXBSU2h4by9CdGhiV2hPVnFFUVVUcFgyd3RGREFwdml0b1A2bmJqNyIsIm1hYyI6Ijg3ZGY1YWRlYWE4NGNlMTAxYmQyM2U5OWUzOTA5M2YxMzYzMGI5NTkxNDg5MjEzNDUzZjJmMDQ2ODQ2ODM4YWQiLCJ0YWciOiIifQ==
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