Калужанам показали старинные гравюры

Привёз их в наш город московский коллекционер.
Татьяна Светлова
21:30 22.10.2018
2 6175

Владимир Беликов личность очень интересная. Профессор, доктор технических наук, работает в авиа­строительном холдинге и коллекционирует гравюры. «Охотится» за ними много лет. В его частной коллекции — 15 тысяч гравюр XVI–XXI веков. Живёт Беликов в столице, но по основной работе часто бывает в командировках в разных городах. И всегда заходит в местные музеи, рассказывает о своей коллекции и предлагает устроить экспозицию.

— Я организовал 370 выставок, из них 150 — за рубежом, — говорит Владимир Гурьевич. — Постоянно их готовлю, сейчас у меня параллельно проходит три в разных городах. Выставляю коллекцию и в маленьких городах, и даже в сёлах. Например, никогда раньше не знал о таком селе — Спас-Угол. Это Московская область, родина Салтыкова-Щедрина. Однажды оказался там, а потом сделал выставку гравюр, посвящённую этому писателю. А в Калуге выставка посвящена музыке. Это популярная у художников тема. И здесь — в Доме музыки — она очень уместна: в перерывах между концертами можно пройтись по фойе и порассматривать работы средневековых мастеров и современных авторов.

Вообще, с выставками у меня связаны разные истории. В 2014 году я попал в самый разгар майдана. По просьбе Киева подготовил экспозицию в честь 200-летия двух поэтов — Лермонтова и Шевченко. И вляпался с ней. Дом, где проходила выставка, захватили. Я об этом узнал случайно из теленовостей. Звоню в Киев — узнать, что случилось. Говорят: «Владимир Гурьевич, мы успели всё вывезти». Спрашиваю: «Куда?» Отвечают: «На квартиру». Я чуть за сердце не схватился — как на квартиру? В посольство надо было! В общем, только через три месяца обратно их получил. Но, слава Богу, всё вернули в сохранности.

«Дружу с художниками»

— Началось моё коллекционирование с любви к книгам. Я мечтал о большой библиотеке, был настоящим книжным червём. Много лет состою в Российском обществе библиофилов, мы часто собираемся, обсуждаем, каждый что-то приносит…  Но теперь меня больше интересуют гравюры. До середины ХIХ века в книгах печатали гравюры с «досок». Это были оригиналы. И до сих пор для гурманов-библиофилов издаются книги, где оттиски оригиналов прямо с «досок». Издают по 20 экземпляров. И стоимость, как вы понимаете, огромная. У меня такие есть. Собираю гравюры без определённой тематики — то, что нравится и что мне доступно. Попадают они ко мне разными способами. Есть 4 варианта: покупка, обмен, дарение и кража (смеётся). Последний способ не использовал. Обменом я не занимаюсь — нет времени. Зарубежные гравюры мне привозят. И когда сам бываю за границей, покупаю, часто — на блошиных рынках. Отечественные попадают от самих художников. Со многими я дружу уже много лет. И они свои работы мне дарят, за что я им очень благодарен.

Боится света

— Коллекция большая, храню её дома. На гравюры не должен падать свет. Это бумага — она темнеет, портится. Гравюры лежат в папках. В постоянной экспозиции музея вы никогда не увидите гравюру. Для выставок помещение обычно затемняют. Когда в Третьяковской галерее проходила выставка офортов Шишкина, зал обшили чёрным крепом и сделали точечные светильники.

Вообще, народ к гравюрам не привык. Отношение к ним легкомысленное, как просто к бумажке. Многие считают, что живопись  — вот это искусство! Поэтому гравюры выставляются редко. В некоторые отдалённые городки привозишь коллекцию, а молодые искусствоведы впервые видят гравюры XVI века.

Подделывали даже в средние века

— Гравюры подделывали, подделывают и будут подделывать, но всё-таки меньше, чем живопись. Иногда трудно сказать, оригинал перед вами или нет. Первый судебный процесс состоялся ещё при величайшем мастере Ренессанса Альбрехте Дюрере. Его работы подделывали даже при жизни, выводили и знаменитый штампик с буквами «А» и «Д». Художник подал в суд. И что вы думаете? Не выиграл. Суд решил: пусть подделывают, только штампик не ставят.

В наше время очень сложно подделать бумагу. Современная бумага не такая, какой была в средние века. Тогда была тряпичная. Да и другие технологии использовались при её изготовлении.

Владимир Гурьевич признался, что его мечта — гравюры Рембрандта.

— Дюрер у меня есть, а Рембрандта — нет. Но ничего, появится, куда он денется от меня, — улыбается коллекционер.

И уже есть договорённость о следующей выставке в Калуге в 2020 году. Музей изобразительных искусств просит подготовить экспозицию, посвящённую Достоевскому.

Выставка «Тихая мелодия графики» будет открыта до 28 октября в фойе Дома музыки.

Жан-Жак Альяме. «Встреча с бродячими музыкантами» (середина ХVIII века, с картины Николаса Берхема). Офорт.

Якоб де Гейн. «Мелодия» (конец ХVI века). Резцовая гравюра.

Фёдор Константинов. «Эдвард Григ»
(1970-е годы). Ксилография.

Фредерик Блумарт. «Музыканты на отдыхе» (середина ХVII века). Офорт.

Эта статья была опубликована в №42 газеты «Калужский перекресток» от 17.10.2018. Ещё больше интересных материалов можно найти в электронном архиве или бумажной версии.


Новости по тегу
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 2 комментария
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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