Конспект романа

«Близкие друзья» Евгения Водолазкина поставили на сцене Калужского драматического театра.
Владимир Карпов
24.03.2018, 09:10
2 6129

И опять Калужский драматический гостеприимно принимает, а зрители с доброжелательным вниманием встречают дипломников ведущих столичных театральных вузов. «Крещение» от незнакомых артистов и взыскательных зрителей на сей раз принимали режиссёр Яна Селезнёва (ГИТИС) и художник Елена Микулинская (Школа-студия МХАТ), которые перенесли на сцену повесть модного писателя Евгения Водолазкина «Близкие друзья».

Есть ли границы у сопереживания?

В основе книги — т рогательная история о двух парнях и девушке, которые долгие годы дружили и были влюблены друг в друга. А потом парней призвали на вой  ну. Один из них погиб, а его друг, обещавший похоронить товарища в родной земле, долго возил за собой гроб с телом убиенного, пока не смог исполнить его волю. Сам был тяжело ранен и наконец счастливо женился на вдове друга. А потом… Потом хочется высказать недоумение в адрес автора повести. Понятно, что писательство — т оже род лицедейства. И заманчиво сыграть в тексте роль оловянного солдатика, а то и дворняжки. Но русскому писателю проживать судьбы немецких солдат, воевавших в 42–43-м годах в России в составе гитлеровского вермахта?.. Прочувствовать тяготы русской зимы, да и пыльного лета, страшные картины горящих городов (фу!), тонкости чувств людей, оторванных от дома? Не знаю. У меня не получается. Сочувствовать не получается потому, что я хорошо знаю, ЧТО наделали у меня на родине эти «воины-интернационалисты». Один из персонажей повести, простой русский мужик произносит ключевую фразу: «Всё пройдет». Конечно, нельзя бесконечно жить прошлым, но и уравнивать таким образом захватчиков и освободителей духу не хватает.

Спектакль или читка?

Яна Селезнёва заявлена и как автор инсценировки. Внимательно ознакомившись с повестью, не понимаю, в чём, собственно, заключалась инсценировка. Весь литературный текст аккуратно зачитан со сцены. А поскольку события многих десятилетий изложены у Водолазкина обзорно на 25 страницах, получился своеобразный конспект то ли романа, то ли пьесы. Как будто переводчик за кадром оглашает субтитры: «В 1955 году возоб новляется работа военного училища, и Ральфу предлагают вернуться на службу». З ачитывать ухитряются даже пейзажи. Как-то неудобно уже напоминать, что театр являет зрителю действие здесь и сейчас, но в нашем случае действия нет, а есть только его пересказ.

Интересный опыт —  в копилку калужских актёров

Роли центральных персонажей исполняют Зоя Останина (Эрнестина), Вячеслав Соколов (Ханс) и Кирилл Бессонов (Ральф). Высокая степень их, по выражению Е. Вахтангова, сценической веры, заставляет поверить в искренность их переживаний и зрителя. Бьющая вначале через край подростковая энергия — и гры, прыжки и весёлый смех — понастоящему заражает. Только не стоило всё же предлагать актерам играть на трубе: ведь этот инструмент требует весьма непростых навыков, а в неумелых руках издаёт заунывное сипение, создавая мрачную атмосферу. Может, стоило попробовать, например, губную гармонику? Но вот война. Неустроенность фронтовой жизни. И радость, и тяжесть удачно передаются в числе других и изобразительными решениями. На сцене лежат длинные деревянные ящики, по которым весело скачут молодые в первых сценах. Потом эти короба поочерёдно превращаются в мрачные снарядные ящики, нары и гробы. Актёры яростно кидаются горстями песка, моются грязноватой водой из вёдер, обретая суровый вид окопников. А главное —  глаза их оборачиваются кудато вглубь, лица становятся застывшими. И это, возможно, лучшее в спектакле. Другим исполнителям в этом конспекте пришлось ещё сложнее. Заслуженный артист России Сергей Корнюшин (Ральф в зрелом возрасте) и Тамара Глеклер (прожившая долгую жизнь Эрнестина) почти безмолвно играют трудные воспоминания молодости. Елена Короткова (Брунехильда) с выражением излагает события в микрофон. Роль Дмитрия Денисова, обозначенная как «…и другие», — н астоящий актёрский подвиг: меняя костюмы, социальные роли и даже национальности, он изредка произносит несколько реплик, но в основном перемещает предметы по сцене. Надеемся всё же, что ценным опытом спектакль «Близкие друзья» одарил как его создателей, так и зрителей.

Я. СЕЛЕЗНЁВА

Е. КОРОТКОВА

С. КОРНЮШИН и Т. ГЛЕКЛЕР

Эта статья была опубликована в №12 газеты «Калужский перекресток» от 21.03.2018. Ещё больше интересных материалов в электронном архиве издания.


Новости по тегу
Лента настроения
2 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 2 комментария
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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