Конспект романа

«Близкие друзья» Евгения Водолазкина поставили на сцене Калужского драматического театра.
Владимир Карпов
09:10 24.03.2018
2 6033

И опять Калужский драматический гостеприимно принимает, а зрители с доброжелательным вниманием встречают дипломников ведущих столичных театральных вузов. «Крещение» от незнакомых артистов и взыскательных зрителей на сей раз принимали режиссёр Яна Селезнёва (ГИТИС) и художник Елена Микулинская (Школа-студия МХАТ), которые перенесли на сцену повесть модного писателя Евгения Водолазкина «Близкие друзья».

Есть ли границы у сопереживания?

В основе книги — т рогательная история о двух парнях и девушке, которые долгие годы дружили и были влюблены друг в друга. А потом парней призвали на вой  ну. Один из них погиб, а его друг, обещавший похоронить товарища в родной земле, долго возил за собой гроб с телом убиенного, пока не смог исполнить его волю. Сам был тяжело ранен и наконец счастливо женился на вдове друга. А потом… Потом хочется высказать недоумение в адрес автора повести. Понятно, что писательство — т оже род лицедейства. И заманчиво сыграть в тексте роль оловянного солдатика, а то и дворняжки. Но русскому писателю проживать судьбы немецких солдат, воевавших в 42–43-м годах в России в составе гитлеровского вермахта?.. Прочувствовать тяготы русской зимы, да и пыльного лета, страшные картины горящих городов (фу!), тонкости чувств людей, оторванных от дома? Не знаю. У меня не получается. Сочувствовать не получается потому, что я хорошо знаю, ЧТО наделали у меня на родине эти «воины-интернационалисты». Один из персонажей повести, простой русский мужик произносит ключевую фразу: «Всё пройдет». Конечно, нельзя бесконечно жить прошлым, но и уравнивать таким образом захватчиков и освободителей духу не хватает.

Спектакль или читка?

Яна Селезнёва заявлена и как автор инсценировки. Внимательно ознакомившись с повестью, не понимаю, в чём, собственно, заключалась инсценировка. Весь литературный текст аккуратно зачитан со сцены. А поскольку события многих десятилетий изложены у Водолазкина обзорно на 25 страницах, получился своеобразный конспект то ли романа, то ли пьесы. Как будто переводчик за кадром оглашает субтитры: «В 1955 году возоб новляется работа военного училища, и Ральфу предлагают вернуться на службу». З ачитывать ухитряются даже пейзажи. Как-то неудобно уже напоминать, что театр являет зрителю действие здесь и сейчас, но в нашем случае действия нет, а есть только его пересказ.

Интересный опыт —  в копилку калужских актёров

Роли центральных персонажей исполняют Зоя Останина (Эрнестина), Вячеслав Соколов (Ханс) и Кирилл Бессонов (Ральф). Высокая степень их, по выражению Е. Вахтангова, сценической веры, заставляет поверить в искренность их переживаний и зрителя. Бьющая вначале через край подростковая энергия — и гры, прыжки и весёлый смех — понастоящему заражает. Только не стоило всё же предлагать актерам играть на трубе: ведь этот инструмент требует весьма непростых навыков, а в неумелых руках издаёт заунывное сипение, создавая мрачную атмосферу. Может, стоило попробовать, например, губную гармонику? Но вот война. Неустроенность фронтовой жизни. И радость, и тяжесть удачно передаются в числе других и изобразительными решениями. На сцене лежат длинные деревянные ящики, по которым весело скачут молодые в первых сценах. Потом эти короба поочерёдно превращаются в мрачные снарядные ящики, нары и гробы. Актёры яростно кидаются горстями песка, моются грязноватой водой из вёдер, обретая суровый вид окопников. А главное —  глаза их оборачиваются кудато вглубь, лица становятся застывшими. И это, возможно, лучшее в спектакле. Другим исполнителям в этом конспекте пришлось ещё сложнее. Заслуженный артист России Сергей Корнюшин (Ральф в зрелом возрасте) и Тамара Глеклер (прожившая долгую жизнь Эрнестина) почти безмолвно играют трудные воспоминания молодости. Елена Короткова (Брунехильда) с выражением излагает события в микрофон. Роль Дмитрия Денисова, обозначенная как «…и другие», — н астоящий актёрский подвиг: меняя костюмы, социальные роли и даже национальности, он изредка произносит несколько реплик, но в основном перемещает предметы по сцене. Надеемся всё же, что ценным опытом спектакль «Близкие друзья» одарил как его создателей, так и зрителей.

Я. СЕЛЕЗНЁВА

Е. КОРОТКОВА

С. КОРНЮШИН и Т. ГЛЕКЛЕР

Эта статья была опубликована в №12 газеты «Калужский перекресток» от 21.03.2018. Ещё больше интересных материалов в электронном архиве издания.


Новости по тегу
Лента настроения
2 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 2 комментария
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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
eyJpdiI6IjNpS29kbmlscmRxd09OWDljREZ1V2c9PSIsInZhbHVlIjoiSi9yeitFbENRSHN4alhLa1FnYjlUMmVqaDRmNFRhYTQ3Q0JNUEc2T1FwVHFMTS9mcE9NdFdnYnBFZm84aTBlVmdrRis1YVkxUEFSVzZUcFovTWFkdzRxTmd5c09hRkJBVVplQ3RRZjhyQkhXcE9FQmg2VzhqSDdPZU03eFFEQ3ZYTUVHRWs5blhvM05TTlI2eU41NG9VQWpySVJtdmkyV0JnWFJUVkJpWFd1dmwrRDFOZkJOeXhVbVdwQ2dOa0g3QWlpZjhJNzBoY0cxYWY1bWE2U2ZzYytKYUdUcTJXNmZnQWhCcFJGT2VuQ1VldnRqMVhlTHVBSXViWkRsL1h6YlQ5Yzk5eUJZb2lFcEhHczNQVEF2dmI4ZnpDdmU4VHcrWW5EN0xjbEoyTGRmcHdUZWJOYll3L21aeW1UeXVkVnQxdEZXTzZUSnhVVFh0RkV6TlBmZW9QOEJxdDUwUjBZc0VoMGZ1YkI5Tm9tMWgvUEdiQ01YZ01ncU5UMFJkalpuNEg5K290WDdkV0RSVjVNZ3ZMTmM1MHNJOXBwK1FBVjNyOGRXRDRkRjdqanpaZWF3VDZSMkdaTjVxWXNkY21ocTZPUUJCTmhiVmRteDlMMnVYWlRRRVhlSTdvWkhEc0Jtb0ZuMHFoZG5zZGl0TE5HNXBiY051L1k2ZHpLN1hUVVBXMmdmdW1pUTNIbGlwZURRTk1KVTY0Mk9ycHJwSzFhZk1pemtlRUFLUHBBMVhKTkwvNmdXc2VFSVpQV2Y4VlhwUDB6WmJjZlRrRm1xcEZsazdaMFQzZTJBWit1LzdVS3l6d2tDT0NKaDFiUWEzVXdGSDlPY0x6RWpmV0ZjS3QvSSIsIm1hYyI6IjVmYmI0MmEzYmFiMTI5MzBjYjYzMmRmNThjZmUzNjg5Y2UyYjIwZjdhY2M5ZTIwZmFiYTUzZGRkMDFmNTdjMDIiLCJ0YWciOiIifQ==