«Движение вверх»: зрители аплодируют стоя
Такого я не видела никогда. Чтобы зрители во время киносеанса не шуршали попкорном и не гремели бутылками с колой, чтобы вообще не звонили мобильники. Но, конечно, самым большим удивлением стали бурные аплодисменты в тот момент, когда советские баскетболисты закинули мяч в корзину соперников — сборной США — за три секунды до окончания матча. Друзья и знакомые рассказывают, что во время других показов картины люди аплодировали стоя.
Поверить в невозможное
Действие фильма разворачивается в 70-е годы XX столетия. У сборной СССР по баскетболу новый главный тренер — Владимир Гаранжин. Эту роль блестяще сыграл актёр Владимир Машков. Гаранжин ставит перед спортсменами задачу, которая кажется невыполнимой всем: и баскетболистам, и спортивным чиновникам — выиграть у американской сборной «золото» на Олимпийских играх в Мюнхене. Все считают Гаранжина чуть ли не сумасшедшим, ведь США на тот момент считались безусловным лидером в этом виде спорта: американцы не проигрывали ни разу с 1936 года. У тренера есть всего один год, чтобы подготовить своих спортсменов к решающему матчу не только физически, но и психологически: заставить их поверить в то, что невозможное возможно.
Эффект прямого эфира
Самая захватывающая часть картины, конечно, третья, посвящённая той самой невероятной игре, исход которой решили три секунды. После той легендарной встречи об этом напишут: «Три секунды, которые потрясли мир». И они действительно потрясают. Если бы эти события не происходили на самом деле, мы бы наверняка сказали, что у сценариста бурная фантазия, потому что в жизни так не бывает.
Счёт на табло — 50:49 в пользу американцев, до конца игры — всего лишь миг, а главный тренер советской сборной берёт тайм-аут. Затем матч возобновляется и тут же заканчивается, потому что табло вместо трёх секунд показывает одну. США празднуют победу. Наши тренеры подают протест, доказывая, что время на табло было выставлено неверно. В итоге после устранения технических неполадок наши баскетболисты получают ещё один шанс. Иван Едешко через всю площадку бросает мяч к щиту американской команды, где находится Александр Белов. Тот ловит его и отправляет в кольцо. Победа! И в этот самый момент зал взрывается аплодисментами.
Не знаю, в чём тут секрет: результат игры хорошо знают все, но в какой-то момент возникает ощущение, будто смотришь не кино, а прямую трансляцию Олимпиады, а значит, ещё ничего неизвестно.
В этом фильме на высоте абсолютно всё: актёрский состав, великолепная операторская работа. Самые эмоциональные и важные моменты даны в замедленной съёмке — смотрится очень эффектно!
Об исполнителе главной роли Владимире Машкове я уже сказала — думаю, поклонники актёра уходили из зала ещё более влюблёнными в него. Хороши, хотя и несколько предсказуемы в своих образах Сергей Гармаш и Марат Башаров. И совершенно потрясающий Андрей Смоляков в роли помощника тренера сборной! Он одновременно и друг, и трус, и предатель, и герой.
Среди исполнителей, сыгравших легендарных баскетболистов, известных актёров почти нет, но со своей задачей они справились великолепно.
С чего начинается Родина
Рождённые в СССР наверняка испытали во время просмотра картины лёгкий приступ ностальгии — атмосфера советской эпохи воссоздана очень точно. Я словно в детстве побывала. Кто-то, наблюдая за многонациональной баскетбольной сборной, в которой играют и русские, и белорус, и литовец, и грузины, наверняка подумал: «Эх, какую страну мы потеряли!» Впрочем, дружба народов в отдельно взятой команде наблюдается не всегда, иногда это и откровенная антипатия, если не сказать вражда. «Вы, русские, никогда нас не понимали!» — говорит литовец Модестас. И это не единственная антисоветская «прививка», которую получает затосковавший было по прошлому зритель. Пустые полки магазинов, которые заставляют спортсменов тащить из зарубежных командировок всё, что нужно и не нужно. Смехотворно низкие гонорары, которые получают люди, добывающие для своей страны победу. Низкий уровень здравоохранения, делающий недоступными даже такие банальные вещи, как эффективные обезболивающие лекарства и контактные линзы. И главное: ты нужен своему Отечеству только до тех пор, пока побеждаешь. А потом тебя просто списывают в утиль, как ненужную вещь. Пожалуй, я не хочу назад, в 70-е. Хотя сейчас, спустя 46 лет, наверное, мало что изменилось, если не считать, что контактные линзы можно купить в любой аптеке, а читать Библию никто не запрещает.
Секрет успеха
В этом смысле «Движение вверх» сильно перекликается с «Временем первых» и «Салютом‑7» — фильмами, посвящёнными советской космонавтике. Они вышли на экраны в 2017 году и тоже имели у зрителей успех, хотя и не такой феноменальный, как «Движение».
Часто думаю: почему люди идут на эти фильмы? Для среднего и старшего поколения это, конечно, встреча с юностью. А для молодёжи, возможно, попытка понять, как жить дальше. Мне кажется, современным девочкам и мальчикам намного сложнее, чем нам, несмотря на то что на бытовом уровне им гораздо комфортнее: не нужно отстаивать громадные очереди за одеждой и обувью или покупать продукты по карточкам. Их с детства настраивают на то, что они должны получить хорошее образование, устроиться на престижную и хорошо оплачиваемую работу, чтобы позволить себе новую машину, квартиру и прочие блага.
Но, видимо, подсознательно мы понимаем, что мало быть только сытым. Что ещё нужна какая-то идея, мечта, которую невозможно измерить деньгами и ради которой можно пожертвовать многим. Возможно, в поисках этого смысла люди и приходят в кинотеатр.
А в это время
«Движение вверх» не единственный фильм о спорте, который мы увидим в этом году. Что, собственно, вполне объяснимо: впереди нас ждут два самых значимых спортивных события — зимняя Олимпиада и чемпионат мира по футболу.
За 4 дня до начала Олимпийских игр, 14 февраля, в прокат выйдет картина «Лёд». Сюжет ленты довольно незатейливый: маленькая девочка Надя мечтает стать знаменитой фигуристкой. И почти становится ею. Но потом юная спортсменка получает тяжёлую травму и оказывается прикованной к постели. Кажется, это конец и ничего хорошего впереди уже нет. Но потом появляется Он — бывший хоккеист Саша, и жизнь потихоньку обретает смысл.
Успех «Движения» «Лёд» вряд ли повторит, но трепетать сердца влюблённых наверняка заставит. Я тоже планирую посмотреть эту картину. Во-первых, потому что мне нравятся красивые сказки со счастливым финалом. Во-вторых, с детства люблю фигурное катание. В-третьих, любопытно понаблюдать за процессом превращения хоккеиста в фигуриста — судя по трейлеру, что-то в таком духе в фильме намечается.
Весной состоится премьера картины Данилы Козловского «Тренер». Главную роль — бомбардира сборной России по футболу Юрия Столешникова — играет сам же Козловский. По сюжету за плохое поведение на важном матче талантливого футболиста дисквалифицируют на два года. Тот уезжает из Москвы в далёкий провинциальный город, где ему предлагают стать тренером местной футбольной команды, которая находится на самом последнем месте турнирной таблицы и не пытается выиграть даже местный чемпионат. Столешникову нужно совершить то же чудо, что и герою Владимира Машкова из «Движения вверх» — заставить футболистов поверить в то, что они могут стать победителями. В прокат фильм выйдет 19 апреля.
Эта статья была опубликована в №4 газеты «Калужский перекрёсток» от 24.01.2018. Ещё больше интересных материалов в электронном архиве издания.