Кукольный спектакль с элементами эротики
Начало 27-го сезона в Калужском кукольном театре было необычным. В зрительном зале вместо маленьких мальчиков и девочек с горящими глазами, замерших в ожидании сказки, взрослые тётеньки и дяденьки - впрочем, с не менее горящими, чем у детей, глазами и тоже замершие в ожидании: в театре впервые давали спектакль для взрослых. Название интригующее: «Кабаре «Second Hand».
Новый уровень
- Мы шли к этому долго, потому что сомневались: надо - не надо? - говорит художественный руководитель Калужского театра кукол Геннадий СКОКОВ. - У нас ведь привыкли, что театр кукол - это для малышей, хотя до революции он существовал как любой драматический театр - и для взрослых, и для детей. Но в советские годы почему-то решили, что это исключительно детское направление. К счастью, сейчас многие театры кукол уже перешли и на взрослый репертуар. Они ставят и Чехова, и Шекспира, и Мольера. Причём это не комедийные варианты, а серьёзные, глубокие, умные спектакли.
Сотрудники театра провели опросы среди родителей и выяснили, что те действительно хотят, чтобы был и взрослый репертуар. Затем стали думать, с чего начать. На Шекспира и Мольера замахиваться пока не стали. Остановились на развлекательном жанре. Новый спектакль представляет собой кукольное шоу, напоминающее «Необыкновенный концерт» Образцова.
«Красавица, открой личико!» Лучше бы не просил и продолжал жить иллюзиями.
- Ставил спектакль режиссёр из Санкт-Петербурга Пётр Васильев, лауреат премии «Золотая маска», - рассказывает Геннадий Скоков. - Он же является и автором сценария. В постановке есть новые, придуманные самим режиссёром номера. Но использованы и классические, давно сделанные - конечно, в нашей интерпретации. Поэтому спектакль и называется - «Кабаре «Second Hand».
Куклы с секретом
В спектакле представлены все виды кукол: и перчаточные, и планшетные, и марионетки, и тантамарески. Всего около 15 персонажей. Четыре куклы заказывали в Санкт-Петербурге.
- У нас в театре работают великолепные мастера, - объясняет Геннадий Константинович, - но технологию изготовления сложных марионеток они ещё не освоили.
Одного из персонажей с питерской регистрацией зовут Малыш - он скелет.
- Это представитель европейского классического театра кукол, - говорит актриса Ирина КОНДРАТЮК. - Там очень развита именно марионеточная традиция. Это популярный в Европе персонаж - как у нас Петрушка.
Эта красавица-«русалочка» родилась на берегах Невы.
Несмотря на экстравагантный внешний вид, характер у Малыша довольно миролюбивый. А танцует он почти профессионально. Этому Малыша научила Ирина, которая, обучая своего подопечного, и сама в это время осваивала новые для себя навыки.
- В чистом виде кукол с такой системой у нас ещё не было, - рассказывает актриса. - Но на самом деле конструкция очень продуманная, и, когда ею овладеваешь, она уже не кажется такой сложной, как вначале. Так что общий язык с Малышом мы нашли быстро.
Куклой может стать даже колено актёра.
Ещё одна необычная кукла, приехавшая из города на Неве, - марионетка-трансформер, которая во время спектакля неожиданно превращается в сексуальную русалку с четвёртым размером груди - соблазнительницу матросов. Увидят зрители и хорошо знакомого всем Петрушку, решившего жениться на статной русской красавице. Узнают, как выглядит человек-пароход. Услышат «Очи чёрные» в необычном исполнении и посмеются над зажигательным кукольным канканом.
«Декамерон»
Билеты на премьерный спектакль были раскуплены задолго до начала сезона.
- Мы, конечно, очень волновались: как люди отреагируют? - рассказывает Ирина Кондратюк. - Но зритель принял нас хорошо. Всё равно в душе взрослый человек остаётся ребёнком, и он благодарен, что в нём этого ребёнка разбудили.
«Кабаре «Секонд хенд» будет работать пару раз в месяц, не чаще, чтобы не загонять актёров.
- А Шекспира, Мольера, Чехова в вашем театре ставить будут? - интересуюсь у Геннадия Скокова.
- Дальше, конечно, хотим брать и более серьёзные вещи. В планах на будущий сезон - «Декамерон». Он интересен тем, что там представлены яркие характеры, актёрам полезно в это окунуться. А сюжеты новелл, думаю, заинтересуют зрителей. Ставить спектакль будет снова Пётр Васильев. Он полюбил наш театр.
О переезде
Напоследок спрашиваю, когда же Театр кукол наконец-то справит долгожданное новоселье в Доме Купцова на Кирова, 48. Ремонтные работы в здании должны были начаться ещё год назад. Ожидалось, что этот сезон театр откроет в новых стенах. Однако ремонт не начался до сих пор.
- Движение по проекту всё это время шло, никто не откладывал его в долгий ящик, - говорит Скоков. - Получилось не всё так быстро, как мы хотели, потому что Дом Купцовых - это памятник архитектуры федерального значения. Поэтому каждый листок проекта, каждая смета требовали согласования с множеством различных инстанций. У каждой были какие-либо замечания. Приходилось вносить корректировки и опять проходить эти инстанции. И так по два-три раза. Выверялось всё: каждая стенка, каждый дверной проём. В июне эта работа закончилась, последняя смета была подписана. Проект выставлен на конкурс. Его итоги будут подведены в конце сентября. Ремонт начнётся в октябре.
Строительные работы продлятся четыре месяца. Ещё два уйдёт на отделку и оборудование зала. Если всё, наконец, сложится как надо, то долгожданный переезд случится следующим летом и смотреть «Декамерона» мы будем уже в новом здании.
Фото: Сергей КОНСТАНТИНОВ.