Премьера в Калужском драмтеатре: о вечном - с юмором и горчинкой

Анатолий Бейрак поставил «Поминальную молитву» Горина.
Владимир Карпов
10:33 23.09.2015
17 6854

В конце минувшей недели на сцене Калужского драмтеатра состоялась премьера спектакля «Поминальная молитва» режиссёра Анатолия Бейрака по пьесе Г. Горина.

«Вся наша жизнь – один несчастный случай!»

А вечное – это Любовь и Дружба, это Семья, это, к сожалению, враждебность к чужому. Это история о том, как в начале прошлого века в небольшой деревне на Украине мирно жили русские, украинцы и евреи. Ходили в разные церкви и на разные кладбища, что не мешало по-соседски дружить, как плотнику Степану и молочнику Тевье. И была эта жизнь простых мужиков и баб трудна, как и положено. Ведь не зря мудрый реб Тевье сказал: «Вся наша жизнь – один несчастный случай!»

Ну почему же несчастный? Любимая жена и пятеро горячо любимых дочерей – повод для радости. И можно пережить трудности, если они предсказуемы. Но вот старшая дочь вопреки воле отца выходит замуж за бедняка; другая влюбляется в революционера, а третья и вовсе переходит в православие. А погром, смерть жены, выселение «в 24 часа» из родного дома? Кто может выдержать такое?

Спектакль светлый и умный

Воображаю вероятного зрителя, мозги которого «заточены» под комедию. Он встревожен. Не пугайтесь: это очень светлый и умный спектакль, обильно сдобренный неподражаемым, с  грустинкой, еврейским юмором. Свидетельствую, что зрительный зал смеётся и аплодирует едва ли не каждые пять минут, в необходимых моментах слышны всхлипывания. Многие конспектируют на гаджеты речения молочника-философа Тевье, и назавтра после премьеры интернет уже будет пестреть полезными цитатами.

Увы, бывают спектакли, которые тонут на глазах у зрителя, а актёры торопятся с тонущего корабля на халтуру. В «Поминальной молитве» Анатолию Бейраку удалось создать совсем другую атмосферу. Полное ощущение того, что исполнители ролей дружески-семейственно сроднились в этой работе и им тяжело расставаться после представления. И это тёплое чувство волнами уходит в зрительный зал.

Жить в согласии и уважать чужие обычаи

А ещё этот спектакль отличает бережное отношение к национальным традициям. С заинтересованным вниманием авторы спектакля погружают зрителя в мир еврейской культуры: празднование традиционной субботы, свадьба, печальная песня и зажигательный еврейский танец. Находится место даже религиозно-философскому диспуту. Только один вопрос: почему зрители не узнали, кто был репетитором по древнему языку ивриту?

Едва ли не самое мучительное для режиссёра – найти текст для постановки. С «Поминальной молитвой» Анатолий Бейрак пришёл в нужное время и место. Оказалось, что простенькая, на первый взгляд, история, которую сочинил выдающийся еврейский писатель Шолом-Алейхем – очень нужна сегодня. Во многом потому, что живуча тупая нетерпимость к иноверцам-инородцам. И никогда не лишне внушать людям, что можно и нужно жить рядом в согласии, не растворяясь друг в друге и испытывая вежливое любопытство к чужим традициям. Поэтому одной из напряжённых и поучительных в спектакле стала сцена погрома. Вот они – искажённые злобой, тупые лица неудачников. Их жизнь  не сложилась, а почему – не хватает мозгов понять. И вот кто-то, кому выгодна вражда, уже бьется в псевдопатриотической истерике, призывая видеть в соседях источник всех бед. Угар пройдет, крикуны растворятся, а как жить соседям после этого?

Эти актёры могут всё и сразу!

С особым удовольствием напомню, что театр – это актёры. Спектакль, о котором речь, наполнен работами не просто исполнительскими, но по-настоящему художническими. Игорю Постнову  его вызывающе славянская внешность нисколько не мешает играть Менахема-Мендла, мельчайшего предпринимателя. Предприимчивый и артистичный, но фатально    неудачливый и бедный, он балансирует на грани опереточного фарса и откровенного голода. Радостно, земляки, что в нашем театре вырос значительный  характерный и трагикомический актёр! Захар Машненков уверенно несёт мужественную тему. Его Урядник – не просто нерассуждающий солдафон, но хороший мужик, которого мучительно разрывает между бесчеловечными приказами и совестью нормального человека. Ещё один хороший человек – плотник Степан в исполнении Михаила Кузнецова. Казалось бы, примитивный пьяница, которого легко заразить завистью и неприязнью к кому угодно. Ан нет – за грубоватыми манерами и непрезентабельной внешностью скрывается добрая душа надёжного друга. Мясник Лейзер-Вольф, которого сыграл Сергей Корнюшин, может показаться занудным старикашкой, однако актёр приоткрывает в душу своего героя – благородного и очень одинокого немолодого мужчины.

Надежда Ефременко в роли Голды – сочетание яркого таланта с огромным опытом. В первом акте эта большая актриса деликатно уходит на второй-третий план, чтобы в полную силу прозвучать во втором, когда её героиня спокойно и с достоинством принимает неминуемый уход из жизни. Её  монолог, обращённый к рожающей дочери – одна из лучших актёрских работ последних лет.

К сожалению, иные режиссёры видят в таланте Сергея Лунина в основном его комедийную составляющую. Но этот актёр может поистине всё и сразу.  Его Тевье-молочник поразительным образом сочетает в себе простоту и глубину. Малограмотный крестьянин, глубоко знающий Писание. В его обращениях к Господу Лунин окрашивает наивностью незаурядный ум. Мягкий добряк, Тевье неукротим, отстаивая убеждения. Но его большого сердца и ума хватает на то, чтобы прощать. Заметно, что актёр воспринял роль как выигрышный билет, тщательно её подготовил, с удовольствием и мощно провёл.

Анатолий Бейрак ставит в Калужском драматическом весьма регулярно – есть с чем сравнивать. И  «Поминальная молитва» спектакль пронзительный и тёплый – одно из лучших его художественных высказываний. А покидая зал, не забудем сказать друг другу: «Шолом алейхем! – Мир вам!».

Фото: Александр ФАЛАЛЕЕВ.


Новости по тегу
Лента настроения
5 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 17 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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