Фоторепортаж: калужанам разрешили порулить поездом
Утром в четверг, 27 августа, на станцию Калуга-1 прибыл поезд-музей ОАО «РЖД», посвящённый истории и развитию российской железной дороги. Передвижной выставочно-лекционный комплекс колесит по стране уже 4 года. В Калугу он приезжал всего один раз – в феврале 2013-го.
Поезд-музей находится на самых дальних от здании вокзала путях. Добраться до него можно по пешеходному мосту. На его перилах висят напечатанные на листах формата А4 «указатели», но они довольно неприметные и в глаза не бросаются, так что будьте внимательнее.
Выставочно-лекционный комплекс работает с 10:00 до 19:00 с перерывом на обед с 13 до 14 часов. На сайте РЖД написано, что входной билет для взрослых стоит 70 рублей, но с меня почему-то взяли всего 45. Для детей посещение бесплатное.
Поезд-музей состоит из 12 вагонов: 3 из них – служебно-бытовые, 9 – экскурсионные. В этом году в состав впервые включили вагон, посвящённый 70-летию Великой Победы. С него, собственно, и начинается экскурсия.
Первый экспонат, который показывают посетителям, называется «Мосты через Неву на дороге Победы». Он рассказывает об истории строительства в 1943 году железнодорожной линии Шлиссельбург – Поляны, проходящей вдоль Ладожского озера. Работы были проведены в 20-дневный срок. Железная дорога находилась недалеко от Синявинских высот, где стояли немцы, регулярно обстреливалась ими. Тем не менее поезда двигались в этом направлении, доставляли в Ленинград продовольствие и эвакуировали оттуда жителей.
Данный экспонат является интерактивным: рассказ экскурсовода сопровождается световыми и звуковыми эффектами, имитирующими звуки выстрелов и взрывов. Миниатюрный железнодорожный состав, несмотря на «обстрел», к радости маленьких посетителей, бодро движется по таким же миниатюрным путям.
Это макет города Витебска. Экспонат посвящён строительству в городе железнодорожной переправы в июне 1944 года.
Работы продолжались довольно долго – 19 суток, хотя обычно на возведение подобного сооружения уходило 3-4 часа. Задержка произошла из-за того, что объект постоянно обстреливал противник. Работы были прерваны всего один раз на 28 минут по причине гибели всего личного состава, занятого на строительстве.
В экспозиции, посвящённой 70-летию Великой Победы, также представлены макеты санитарных поездов и составов для перевозки военной техники и боеприпасов.
Документы и предметы, найденные при раскопках. Среди них есть даже ручка-фонарик. Выдавались они только разведчикам.
Экспонаты следующего вагона, в который мы направляемся, рассказывает об истории и развитии российской железной дороги. Нас встречает «начальник» станции конца XIX – начала XX веков.
Значительную часть экспозиции составляют макеты современных высокоскоростных поездов.
Ещё одна новинка поезда-музея – макет, посвящённый 80-летию Московского метрополитена. Он был открыт 15 мая 1935 года. На макете можно увидеть некоторые объекты инфраструктуры: электродепо, перегонные туннели, пассажирскую платформу станции «Кропоткинская», мост через Москва-реку.
Экспонаты, находящиеся в вагоне «Автоматика, телемеханика и связь. Управление перевозочным процессом», позволяют увидеть работу железной дороги глазами специалистов, которые координируют движение поездов.
Рабочее место оператора станции.
Пожалуй, самым интересным, особенно для маленьких экскурсантов, которых было немало, стал вагон с тренажёрами. Практически все желающие могли на некоторое время почувствовать себя машинистом высокоскоростного поезда «Ласточка». Рычаги управления, установленные в макете, являются настоящими, а их расположение соответствует оригиналу.
Здесь же можно было «порулить» КамАзом. На вопрос: какое отношение он имеет к железной дороге – экскурсовод ответил, что завод является партнёром РЖД. «Покататься» на большегрузе пожелали не только дети, но и их папы. Правда, уже через несколько минут они начинали «буксовать». Тренажёр находится на динамической платформе и полностью имитирует нахождение за рулём.
«Дальше» всех на КамАЗе «уехал» калужский школьник Илья. Чуть позже он рассказал, что управлять автомобилем его научил папа: «Иногда даёт порулить».
А это тренажёрный комплекс машиниста электровоза. Наша экскурсия длилась чуть менее часа. Впечатления от неё, в целом, остались очень позитивные. Немного огорчил, пожалуй, только один момент: слишком уж быстро посетителей просят переходить из одного вагона в другой. В то время как многим хочется ещё ненадолго задержаться возле экспонатов, сфотографироваться рядом с ними.
В первый день стоянки поезда-музея в Калуге его посетили 419 человек.
- Это немного, - говорит один из сотрудников передвижного выставочно-лекционного комплекса. – Вчера в Орле у нас 1500 человек было – экскурсии шли непрерывно одна за другой.
Всего в музее на колёсах за три дня побывало 3858 орловчан. Мы в этом плане пока отстаём. Хотя, может быть, Калуга ещё догонит и перегонит Орёл – необычный поезд пробудет в нашем городе пятницу и субботу. После чего отправится в Курскую область, на станцию Михайловский рудник. Так что у калужан ещё есть редкий шанс посетить необычный музей, а заодно «порулить» поездом. Как сказал папа мальчика Ильи, «обогнавшего» всех на КамАЗе, это куда лучше, чем сидеть дома перед телевизором или компьютером.
Фото автора.