Обмен первичкой через Интернет
С января 2011 года российские предприятия смогут обмениваться счетами-фактурами в электронном виде.
С 1 января 2011 года вступает в силу Федеральный закон от 27.07.10 № 229-ФЗ, согласно которому российские предприятия могут обмениваться счетами-фактурами в электронном виде. Но только при наличии у сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки счетов-фактур. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде будет устанавливаться Минфином.
Чтобы документы, переданные в электронном виде, приобрели юридическую значимость (т. е. не требовали последующего дублирования на бумаге), они должны быть подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП) руководителя организации или другого уполномоченного лица.
Еще ранее в России была признана юридическая значимость всех других документов (электронных договоров, накладных, актов выполненных работ). Это произошло в 2002 году с вступлением в силу ФЗ №1. Исключение составлял лишь один документ — счет-фактура, про который до недавнего времени в Налоговом кодексе было сказано, что он представляется только на бумаге. Таким образом, вступление в силу закона № 229-ФЗ позволит компаниям полностью перевести документооборот с партнерами и подрядчиками в электронный вид.
«Бумага сильно тормозит бизнес-процессы, имеет краткий срок службы, требует ручной обработки. Выгоды оцифровки процесса обмена первичными документами очевидны для любой компании. Зачем ждать две недели, пока по почте придет подписанный договор с синими печатями, если можно этот договор подписать ЭЦП, отправить за одну минуту и тут же оплатить счет?» — комментирует Антон Сизов, менеджер проекта «Диадок» компании СКБ Контур.
Помимо увеличения скорости внедрение электронного юридически значимого обмена документами существенно экономит деньги компании. Отправка одного пакета документов обходится организации примерно в 80 рублей, включая стоимость бумаги, чернил и пересылки. Учтем, что письмо будет идти минимум 7 рабочих дней. При этом нет никакой гарантии, что отправленный документ достигнет получателя. В результате из-за затерявшихся во время пересылки счетов-фактур компании получают отказы в вычете НДС, а значит, теряют возможность возместить часть своих расходов. Стоит отметить, что ежегодно в России циркулирует порядка 10 млрд электронных счетов-фактур. 42,5% организаций ежегодно принимают и отправляют от 1 000 до 5 000 счетов-фактур в год, а 20% — более 10 000.
«На момент принятия закона половина бизнесов в России уже имеют электронную цифровую подпись. Они используют ее для работы в интернет-банке и отправки отчетности в контролирующие органы. Это значит, что организации не придется нести большие затраты на внедрение системы или обучать сотрудников использованию ЭЦП и т. д.», — добавляет Антон Сизов.
В июле 2010 года компания СКБ Контур вывела на рынок систему Диадок. Система представляет собой глобальную среду для обмена юридически значимыми документами между несколькими сотнями тысяч компаний. Клиенты компании и сторонние пользователи активно подключаются к системе и уже сейчас обмениваются юридически значимыми документами в электронном виде.
«СКБ Контур — крупнейший в РФ оператор на рынке электронной отчетности (разработчик системы « Контур-Экстерн»). У нас около 850 тысяч клиентов. Как только появилась такая возможность, мы предоставили нашим абонентам функционал по обмену между собой документами, выпустив на рынок систему Диадок. При этом любая организации в России может уже сейчас присоединиться к нашей глобальной среде обмена документами. Процедура подключения достаточно проста и бесплатна до конца года», — добавил Антон Сизов.
В Финляндии доля счетов, выставляемых в электронном виде, составляет более 50%.
Объем рынка счетов Европы — 30 млрд штук в год.
Около 2,6 млн компаний и приблизительно 40 млн потребителей используют электронный обмен документами. Прирост рынка — около 40% в год.
Система Диадок: www.diadoc.ru
Диадок — это среда безбумажного юридически значимого электронного обмена документами между организациями.
•обмен бухгалтерскими документами (акт выполненных работ, товарная накладная и пр.) в полном соответствии
•с требованиями Министерства финансов и Федеральной налоговой службы;
•обмен любыми другими документами между компанией и ее контрагентами;
•обмен внутренними документами между подразделениями компании.
ООО «Центр Сопровождения Бизнеса»
248019, г. Калуга, ул. Луначарского, д. 57, стр. 2, офис 6 (3 этаж)
тел.: (4842) 79-59-57
тел./факс: (4842) 79-59-58
795957@mail.ru