Фоторепортаж с Театральной площади: «Кемерово, Калуга с вами!»
Кристина всё время плачет. И когда поднимается по ступенькам драмтеатра, держа за руку своего сына, 5-летнего Сашу. И когда возлагает цветы и ставит свечу. И когда разговаривает со мной.
- Детей жалко. Это очень большое горе для нас всех. Я не представляю, как… как тяжело родителям, всем людям, чьи родные погибли там. Это очень тяжело, - вытирает слёзы молодая женщина.
Вечером 27 марта на Театральной площади должно было состояться представление по случаю Международного дня театра. Но руководство театра отменило его и позвало калужан прийти сюда вечером, чтобы почтить память погибших в Кемерово.
- Это страшная трагедия. Даже не представляю, что там мог оказаться мой ребёнок. Когда думаешь, как это может быть, становится страшно, - обратился к пришедшим директор Калужского драматического театра Александр КРИВОВИЧЕВ. – Мне безумно жаль этих детей, которые не успели пожить, многого не узнали. Это и наши с вами дети, потому что чужих детей нет. Потеряв их, мы потеряли часть своего сердца. Я очень надеюсь, что произошедшая трагедия – последняя.
По ступенькам театра под пронзительные звуки скрипки медленно поднимается пожилой мужчина. Возле помоста с цветами снимает шапку, опускает седую голову и так стоит несколько секунд. Следом идут мамы и папы с детьми, бабушки с внуками. Очень много подростков. Молча кладут цветы, детские игрушки, зажигают свечи. Несмотря на прохладный пронизывающий ветер, уходить никто не торопится.
- Очень жалко детей, поэтому и пришла сюда, - говорит Екатерина. – Не дай Бог кому-то пережить подобное. Я сама мама, у меня 12-летний сын. Очень страшно за него, за себя. После случившегося в Кемерово задумалась, как обстоят дела с пожарной безопасностью в наших торговых центрах. Раньше как-то не думала об этом, казалось, что всё везде хорошо. А по факту получается, что всё не так.
- Это страшно… Дети, взрослые… Страшно представить, какой ужас они пережили, - плачет Юля, мама 5-летней Полины. – Мне кажется, окажись я в подобной ситуации, я бы тоже не смогла ничего сделать. Страшно…
- Такое несчастье случилось – я не мог не прийти. А если бы это были наши дети? – делится Сергей. На Театральную площадь он пришёл со своим двухлетним сыном – тоже Сергеем. – После того что произошло, ни самому не хочется идти в торговые центры, ни своих родных туда отпускать. Сегодня с другом разговаривали, как там обстоят дела с системой безопасности. Думаем, что никак.
Независимо друг от друга мои собеседники говорят, что больше не чувствуют себя в безопасности. Ощущение защищённости и стабильности, которое было ещё несколько дней назад, безвозвратно рухнуло. Абсолютно все понимают: то, что произошло в Кемерово, не случайность, а следствие халатного отношения к своим обязанностям конкретных людей: собственника здания, который ввёл в эксплуатацию объект, имеющий нарушения, сотрудников контролирующих организаций, закрывших глаза на эти нарушения. А ведь таких ТРЦ, построенных и сданных с нарушениями, в нашей стране огромное количество – полыхнуть может фактически где угодно, поэтому от беды не застрахован никто.
- Было бы меньше коррупции, взяточничества, жить стало бы спокойнее. Всё было бы хорошо, - уверена Кристина. Она работает в одном из торговых центров Калуги. Честно признаётся: после того, что произошло в Кемерово, идти на работу страшно. Надеется, что масштабная проверка, объявленная Генпрокуратурой РФ, поможет навести порядок.
- Только проверять надо не только торговые центры, но и вообще все места массового сбора людей: кафе, рестораны, рынки, - считает моя собеседница. – Ведь в большинстве этих мест меры пожарной безопасности вообще не предусмотрены!
Юля и Сергей тоже надеются на предстоящую проверку и на то, что после случившегося в Кемерово люди, дающие добро на эксплуатацию ТРЦ, отнесутся к своим обязанностям более добросовестно – должны же понимать, что от них зависит жизнь многих людей. Что есть определённая чёрта, за которую нельзя переступать.
И только Екатерина сомневается.
- Может, проверка и поможет, но надолго ли? – рассуждает она.
- И какой выход? – спрашиваю я.
- Надо просто перестать ходить туда и приносить им деньги, - отвечает женщина. – А как ещё с этим бороться?
… В городе темнеет. Музыку на Театральной площади выключают, но люди продолжают идти, нести цветы и свечи до позднего вечера. Краем уха слышу разговор девушки и парня.
- Как же страшно, - говорит она. – Войны, вроде, нет, а люди гибнут.
Фото автора.