Главный архитектор считает реальной идею строительства надземного метро в Калуге
Как мы уже рассказывали, в начале сентября питерский бизнесмен Ринат БИЧУРИН обратился в администрацию Калуги с предложением построить в нашем городе надземное метро. Его протяжённость, по замыслу автора, составит 30 км. Линии метрополитена расположатся на эстакадах над дорогами общего пользования. На его строительство понадобится около трёх лет. Проезд в метро планируется бесплатным. Инвестор станет получать доход с коммерческих предприятий, которые разместятся на станциях. Это будут торговые комплексы в виде протяжённых галерей, расположенных на эстакаде.
- Я занимаюсь этим проектом с 2013 года, - рассказал нам Ринат. Он коренной петербуржец, по образованию – экономист. – Поначалу хотел реализовать его в Санкт-Петербурге. Но сейчас город занят подготовкой к чемпионату мира, администрация просто не потянет одновременно два таких крупных проекта. Поэтому я решил, что, возможно, есть смысл попробовать реализовать идею в других городах России.
Бичурин отправил письма со своим предложением в администрации 60 городов страны. Где-то проектом заинтересовались, где-то вежливо отказали. Ответа от наших властей Ринат ждёт в начале октября.
Обсуждать детали калужского проекта, в частности будущую схему метро, в данный момент ещё рано, считает автор. Это задача уже следующего этапа. Но при её разработке обязательно должны быть учтены местные интересы.
- Например, у вас есть градообразующие автомобильные предприятия. К ним нужно протянуть ветки, - говорит Ринат Бичурин. – Хорошо будет, если появится линия до аэропорта. Это необходимо хотя бы из соображений престижа администрации города.
Идеей питерского бизнесмена заинтересовался главный архитектор Калуги Сергей ТКАЧЕНКО. Правда, он делает небольшую поправку: речь всё-таки идёт не о метро, а о скоростном трамвае.
- Не скажу, что он стал бы решением всех транспортных проблем в Калуге, но значительно облегчил бы нам жизнь на достаточно большой промежуток времени. Основные пассажиропотоки он мог бы перехватить.
Стоимость проекта, по мнению главного архитектора, довольно высокая, сопоставимая со стоимостью строительства набережной. Именно поэтому Ткаченко несколько скептически относится к идее сделать проезд в метро-трамвае бесплатным.
- Поскольку станции расположатся на эстакадах, их нужно будет оборудовать эскалаторами, лифтами. Всё это достаточно дорого и в исполнении, и в эксплуатации, - аргументирует Сергей Ткаченко. – Если проезд сделают бесплатным, у инвестора на всё просто не хватит денег. Здесь необходимо применяющееся во всем мире частно-государственное партнёрство.
- Что касается схемы движения этого вида транспорта, то в данном случае важно не количество линий, которые можно было бы проложить, а то, куда их вести и где они окажутся востребованными, - считает главный архитектор. – Пусть для начала будет две ветки. Одна соединит промзоны через жилые кварталы, другая – центр со спальными районами Правого берега. Дальше было бы понятно: стоит ли это делать, приносит ли это доходы.
Строительные работы, по мнению Ткаченко, могли бы начаться уже лет через пять. А пока эту тему нужно хотя бы обсуждать. Для скептиков у главного архитектора ответ короткий:
- Советское метро проектировалось по чертежам, которые были сделаны до революции, ещё в начале ХХ века. Тогда это тоже казалось фантастикой. Так что всё может быть.
Эти открытки были выпущены в начале ХХ века. На них изображена Москва будущего. Оказывается, проекты метро и надземных скоростных трамваем существовали уже тогда. «Городская дума уже готова была приступить к реализации идеи, но её погубило Московское археологическое общество – организация, которая выполняла функцию современного общества охраны памятников. Оно встало грудью: «Не дадим уродовать облик Москвы!» - рассказывает Сергей Ткаченко. – В итоге решено было отложить реализацию проекта на 30 лет. Потом произошла революция, стало не до него. Проектировать метро в Москве начали в 1931 году – и именно по чертежам, созданным до революции.
Добавим: идея строительства в Калуге надземного метро станет одной из тем обсуждения на заседании градостроительного совета, которое состоится в следующий вторник, 22 сентября.
О том, почему предпринимателя из Санкт-Петербурга интересует реализация данного проекта именно в нашем городе, читайте в свежем номере газеты «Калужский перекрёсток», который выйдет в свет в среду, 16 сентября. Номер также доступен для скачивания в электронном виде.
От редакции
Руководствуясь фрагментами интервью с Сергеем Ткаченко и Ринатом Бичуриным, которые касаются возможного расположения веток калужского метро, редакция «Перекрёстка» взяла на себя смелость предположить, как могла бы выглядеть схема нашего городского метрополитена.
Уважаемые читатели!
«Станции» калужского «метро» на нашей схеме остались безымянными. Предлагаем немного пофантазировать и придумать им названия. Свои варианты оставляйте в комментариях к этой публикации.