Калужский мотоциклист: о гонках на Кирова, скорости в 220 км/ч и отношении к авто
Большое интервью с Юрием Субботиным, вся семья которого увлечена железными конями.
Так уж повелось, что мотоциклист вызывает раздражение - как у пешеходов, так и у водителей авто. Ведь принято считать, что на мотике рассекают отчаянные люди, способные на совершенно непредсказуемые поступки, а значит - потенциально опасные. Так ли это на самом деле и чем отличается мотоциклист от байкера и от водителя авто, нам рассказал человек, который не мыслит свою жизнь без железного двухколесного друга, - электромеханик по ремонту и обслуживанию медицинского оборудования в Калужской областной клинической больнице Юрий СУББОТИН.
- При слове байкер возникает образ бородатого мужчины в бандане, татуированного с ног до головы. А вы другой. Можно ли мотоциклистов называть байкерами или это совершенно разные понятия?
- Это как в анекдоте: «Запомните, дети: Карл Маркс и Фридрих Энгельс не муж и жена, а четыре разных человека», - смеется Юрий. – Мотоциклист четко знает, для чего он сел за руль, а море пива, байк-фесты – вся эта шелуха ему не интересна.
- Машину водите?
- Автомобилем пользуюсь, как утилитарным средством: вожу семью. На дороге молодые прыткие парни считают меня «тошнотиком», - признается мой собеседник. - На мотоцикле чувствую себя свободнее. Как можно сравнить горячего скакуна и лошадь, запряженную в телегу? Вот так же и мотоцикл с автомобилем.
Как управляет автомобилист? Сидит попой на теплом сиденье, облокотившись на спинку, прижатый ремнями безопасности, включит музыку… Все, что надо делать - крутить баранку и топтать педали. В управлении не участвуют ни руки, ни ноги, ни позвоночник, максимум - голеностоп. Водитель может только предсказать, куда его «тележка» поедет. Не в его силах изменить центр тяжести, нажать на заднее колесо, на переднее, наклонить его.
Мотоцикл рулится совершенно иначе: можно привстать, перенести центр тяжести назад-вперед, можно наклонить. Свободы в управлении гораздо больше. Правда, без легкого хулиганства езда на мотоцикле не обходится. Я достаточно долго ездил на мотоциклах, всячески избегал покупки автомобиля. Но в итоге для семьи пришлось его приобрести. И через 4 года я заработал остеохондроз – это стандартная болезнь автомобилиста - мышцы спины не напряжены, они расслабляются, а позвоночник «складывается».
- На Кирова одно время по вечерам гоняли мотоциклисты. Их вообще считают отчаянными парнями на большой дороге. Вы с этим утверждением согласны?
- Как часто вы на улице Кирова видите несущуюся автомобильку с узкой резиной, прижатую к асфальту? Громкая пердыка стоит у нее в качестве глушителя, и вот она «пучеглазит», музыка гремит. Лягушонка в музыкальной шкатулке, да и только. Как часто вы такое видите? Да каждый вечер! Причем, и зимой, и летом. Почему никто не считает их самоубийцами? Потому что они сидят в железной коробке?
Что касается безопасности, если сравнивать автомобиль и мотоцикл - это мое личное мнение - они абсолютно равнозначны. Представьте: вы сидите в автомобиле пристегнутым, что произойдет, если удар придется в водительскую дверь? Пострадают шейные позвонки, будут сломаны ребра и так далее. Никто ведь не рассматривает статистику аварийных ситуаций. У мотоциклиста при создании аварийных ситуаций извне, если, конечно, сам не лезет на рожон, шансов выкрутиться несравнимо больше. Мотоцикл имеет меньшие габариты, и если водитель с мозгами, он упреждающе думает на 10-20, 100 шагов вперед - ускориться и затормозить легче. Большую роль играет экипировка – защита.
В юности мы покупали шлем, чтобы милиционеры палками не грозили. У меня был случай, который быстро научил его застегивать.
Мы тогда ездили на мотоциклах «Ява», шлемы не застегивали, потому что была неудобная застежка: пальцы себе сломаешь, пока его застегнешь, - и ремешок просто засовывали под щеку. Я поехал пассажиром вместе с другом. Он был совсем неопытным водителем, в итоге на скорости 120 км в час у него вырывает передний щиток... Я не знаю, на какой высоте я летел, сколько, - помню только, когда открыл глаза, увидел узкую полоску, а на ней маленького человечка. Я просто закрыл глаза и продолжил падение. Потом был удар об асфальт, и меня волочет, как по стиральной доске. Сотрясение мозга, плюс я сильно повредил кожные покровы, - правая рука была парализована месяц.
Если бы на мне не было шлема, неизвестно, остался бы я жив...
С этого момента я всегда застегиваю шлем, даже еcли нужно проехать 10 метров и выкинуть пакет с мусором. С возрастом привык к перчаткам, к мотоботам. Жена к 8-летию супружеской жизни подарила мотоциклетную куртку с защитой.
- А где в Калуге мотоциклисты гоняют?
- Что значит гоняют? Для чего люди развивают скорость? Для того, чтобы похвалиться кому-то, записать в «книжечку», что я с такой скоростью лихачил?
Мне 45 лет, и я уже всем все давно доказал. Мне надувать щеки перед окружающими не надо. Гораздо более сильные эмоции можно получить и на меньших скоростях. Можно попытаться пропулить на спортбайке со скоростью 250 км/ч, а можно на 100 км/ч по свежевспаханному полю - стоя, по поваленным деревьям, по железнодорожным шпалам между рельсами или вдоль реки по бак в воде, а потом выпрыгнуть с естественного трамплина - адреналин не сравнится! И приезжаешь ты с блаженной улыбкой, с ног до головы в грязи - она везде: в ушах, во рту, в глазах, под шлемом.
А на следующий день у тебя будет болеть все до последней клеточки, еще хуже, чем с бодуна, но улыбка останется.
Я ездил со скоростью 220 км/ч: честно сказать, после 150 становится все равно, только дорога уже, – очень быстро «приедается».
Иногда, когда иду по городу, встречаю людей своего возраста и вижу, что они все какие-то потерянные: нет искорки в глазах, нет интереса к жизни. Они затурканы женами, детьми, проблемами. Задача дойти до дома, глотнуть пивка, водочки и вообще не думать об этом дурдоме. Они перестали быть личностями.
Среди мотоциклетных друзей таких людей нет в принципе. Они четко знают, зачем садятся на мотоцикл. Мой друг Толя Гришин собрался и поехал на север, сейчас с собой зовет на Кольский полуостров. Когда у человека есть цель в жизни, какое-то увлечение, он на работе и дома другой.
- Как к вашему увлечению относится супруга?
- Обычно жены против мотоциклов, думают, где потом искать этого засранца? А мне жена на 45-летие подарила мотоцикл. Это был шокирующий подарок, - меня даже откачивали валидолом.
Сказать, что он был неожиданным, значит ничего не сказать. Я ведь обзавелся семьей, детьми, и давно похоронил мысль о том, что когда-нибудь вновь сяду на мотоцикл.
На тот момент я лет 5 не катался, жизнь стала равномерной, пресной. Причем, это даже не осознается. Все идет своим чередом. А тут как-то приехал друг по мотоциклетно–байкерской тусовке. Он въезжает к нам во двор на своем «Трансальпе». Тут же набралось человека 4 желающих прокатиться. И он говорит: «Вон, есть Юра – с ним катайтесь». Я сажусь на мотоцикл: одну девушку прокатил, вторую, третью. Высадил их и поехал кататься по-человечески.
Жена мне потом сказала, что вернулся я, сияя, как начищенный самовар. И тогда она решила подарить мне мотоцикл.
- У вас двое сыновей и дочь. Научите их водить мотоцикл?
- Я хочу, чтобы мои сыновья выросли мужчинами. А мужчины на чем ездили всегда? На конях - верхом! Только старики на телегах возили сено.
Я дал старшему сыну мотоцикл, но сразу сказал, что ремонтировать не буду - буду учить, и пинать, чтобы сам заливал масло, крутил гайки. Он один раз упал, прижег ногу и бросил это занятие. Средний сын захотел мопед, купили. Лето покатался с удовольствием, но в какой-то момент переключился на музыку. Он в таком возрасте, когда человек себя ищет. Но, думаю, рано или поздно, мотоцикл у него появится, и я смогу научить его ездить, помогу выбрать мотоцикл, который удовлетворит его потребности и будет ему впору.
Жена пробовала ездить на мотоцикле, но женщинам ведь интересен сам процесс – села, проехала круг по деревне и все! Дочь, хоть никогда меня до моего юбилея на мотоцикле не видела, всегда провожала взглядом проезжающие мимо мотоциклы и скутеры. Мы сначала думали, что нам это кажется, но в возрасте 4-х лет она выдала: «Папа, папа, мотоцикл! Когда я стану взрослой женщиной, ты купишь мне мотоцикл?»
Мы с женой переглянулись и хихикнули. Видимо, эта страсть передается генетически.
- А как сейчас используете мотоцикл?
- В основном, езжу на работу, в деревню и т.д. В деревне катаю дочку. Она сидит впереди, а я, стоя на задних подножках. Катаемся по проселку. С женой любим прокатиться, хоть и удается, увы, нечасто. Байк-фесты – эти грандиозные пьянки с рок-концертами мне неинтересны, а маленькие компашки по 50-100 человек оставляют ощущение домашних посиделок.
Вообще, я понял, что мотоциклисты, как и чекисты, бывшими не бывают. На мотоцикле езжу от снега до снега. В мотосезон очень неохотно сажусь в машину. И если вы считаете мотоциклистов самоубийцами – это ваше личное мнение, скорее всего, основанное на неосознанных страхах. Ни меня, ни моих детей вам в этом убедить уже не удастся.
И вдогонку: от скорости еще никто не умирал, умирают от неожиданной остановки. Ездите так, чтобы все ваши остановки были предсказуемыми и запланированными. И неважно автомобилем вы управляете или мотоциклом.
Фото из личного архива Юрия Субботина.
- При слове байкер возникает образ бородатого мужчины в бандане, татуированного с ног до головы. А вы другой. Можно ли мотоциклистов называть байкерами или это совершенно разные понятия?
- Это как в анекдоте: «Запомните, дети: Карл Маркс и Фридрих Энгельс не муж и жена, а четыре разных человека», - смеется Юрий. – Мотоциклист четко знает, для чего он сел за руль, а море пива, байк-фесты – вся эта шелуха ему не интересна.
- Машину водите?
- Автомобилем пользуюсь, как утилитарным средством: вожу семью. На дороге молодые прыткие парни считают меня «тошнотиком», - признается мой собеседник. - На мотоцикле чувствую себя свободнее. Как можно сравнить горячего скакуна и лошадь, запряженную в телегу? Вот так же и мотоцикл с автомобилем.
Как управляет автомобилист? Сидит попой на теплом сиденье, облокотившись на спинку, прижатый ремнями безопасности, включит музыку… Все, что надо делать - крутить баранку и топтать педали. В управлении не участвуют ни руки, ни ноги, ни позвоночник, максимум - голеностоп. Водитель может только предсказать, куда его «тележка» поедет. Не в его силах изменить центр тяжести, нажать на заднее колесо, на переднее, наклонить его.
Мотоцикл рулится совершенно иначе: можно привстать, перенести центр тяжести назад-вперед, можно наклонить. Свободы в управлении гораздо больше. Правда, без легкого хулиганства езда на мотоцикле не обходится. Я достаточно долго ездил на мотоциклах, всячески избегал покупки автомобиля. Но в итоге для семьи пришлось его приобрести. И через 4 года я заработал остеохондроз – это стандартная болезнь автомобилиста - мышцы спины не напряжены, они расслабляются, а позвоночник «складывается».
- На Кирова одно время по вечерам гоняли мотоциклисты. Их вообще считают отчаянными парнями на большой дороге. Вы с этим утверждением согласны?
- Как часто вы на улице Кирова видите несущуюся автомобильку с узкой резиной, прижатую к асфальту? Громкая пердыка стоит у нее в качестве глушителя, и вот она «пучеглазит», музыка гремит. Лягушонка в музыкальной шкатулке, да и только. Как часто вы такое видите? Да каждый вечер! Причем, и зимой, и летом. Почему никто не считает их самоубийцами? Потому что они сидят в железной коробке?
Что касается безопасности, если сравнивать автомобиль и мотоцикл - это мое личное мнение - они абсолютно равнозначны. Представьте: вы сидите в автомобиле пристегнутым, что произойдет, если удар придется в водительскую дверь? Пострадают шейные позвонки, будут сломаны ребра и так далее. Никто ведь не рассматривает статистику аварийных ситуаций. У мотоциклиста при создании аварийных ситуаций извне, если, конечно, сам не лезет на рожон, шансов выкрутиться несравнимо больше. Мотоцикл имеет меньшие габариты, и если водитель с мозгами, он упреждающе думает на 10-20, 100 шагов вперед - ускориться и затормозить легче. Большую роль играет экипировка – защита.
В юности мы покупали шлем, чтобы милиционеры палками не грозили. У меня был случай, который быстро научил его застегивать.
Мы тогда ездили на мотоциклах «Ява», шлемы не застегивали, потому что была неудобная застежка: пальцы себе сломаешь, пока его застегнешь, - и ремешок просто засовывали под щеку. Я поехал пассажиром вместе с другом. Он был совсем неопытным водителем, в итоге на скорости 120 км в час у него вырывает передний щиток... Я не знаю, на какой высоте я летел, сколько, - помню только, когда открыл глаза, увидел узкую полоску, а на ней маленького человечка. Я просто закрыл глаза и продолжил падение. Потом был удар об асфальт, и меня волочет, как по стиральной доске. Сотрясение мозга, плюс я сильно повредил кожные покровы, - правая рука была парализована месяц.
Если бы на мне не было шлема, неизвестно, остался бы я жив...
С этого момента я всегда застегиваю шлем, даже еcли нужно проехать 10 метров и выкинуть пакет с мусором. С возрастом привык к перчаткам, к мотоботам. Жена к 8-летию супружеской жизни подарила мотоциклетную куртку с защитой.
- А где в Калуге мотоциклисты гоняют?
- Что значит гоняют? Для чего люди развивают скорость? Для того, чтобы похвалиться кому-то, записать в «книжечку», что я с такой скоростью лихачил?
Мне 45 лет, и я уже всем все давно доказал. Мне надувать щеки перед окружающими не надо. Гораздо более сильные эмоции можно получить и на меньших скоростях. Можно попытаться пропулить на спортбайке со скоростью 250 км/ч, а можно на 100 км/ч по свежевспаханному полю - стоя, по поваленным деревьям, по железнодорожным шпалам между рельсами или вдоль реки по бак в воде, а потом выпрыгнуть с естественного трамплина - адреналин не сравнится! И приезжаешь ты с блаженной улыбкой, с ног до головы в грязи - она везде: в ушах, во рту, в глазах, под шлемом.
А на следующий день у тебя будет болеть все до последней клеточки, еще хуже, чем с бодуна, но улыбка останется.
Я ездил со скоростью 220 км/ч: честно сказать, после 150 становится все равно, только дорога уже, – очень быстро «приедается».
Иногда, когда иду по городу, встречаю людей своего возраста и вижу, что они все какие-то потерянные: нет искорки в глазах, нет интереса к жизни. Они затурканы женами, детьми, проблемами. Задача дойти до дома, глотнуть пивка, водочки и вообще не думать об этом дурдоме. Они перестали быть личностями.
Среди мотоциклетных друзей таких людей нет в принципе. Они четко знают, зачем садятся на мотоцикл. Мой друг Толя Гришин собрался и поехал на север, сейчас с собой зовет на Кольский полуостров. Когда у человека есть цель в жизни, какое-то увлечение, он на работе и дома другой.
- Как к вашему увлечению относится супруга?
- Обычно жены против мотоциклов, думают, где потом искать этого засранца? А мне жена на 45-летие подарила мотоцикл. Это был шокирующий подарок, - меня даже откачивали валидолом.
Сказать, что он был неожиданным, значит ничего не сказать. Я ведь обзавелся семьей, детьми, и давно похоронил мысль о том, что когда-нибудь вновь сяду на мотоцикл.
На тот момент я лет 5 не катался, жизнь стала равномерной, пресной. Причем, это даже не осознается. Все идет своим чередом. А тут как-то приехал друг по мотоциклетно–байкерской тусовке. Он въезжает к нам во двор на своем «Трансальпе». Тут же набралось человека 4 желающих прокатиться. И он говорит: «Вон, есть Юра – с ним катайтесь». Я сажусь на мотоцикл: одну девушку прокатил, вторую, третью. Высадил их и поехал кататься по-человечески.
Жена мне потом сказала, что вернулся я, сияя, как начищенный самовар. И тогда она решила подарить мне мотоцикл.
- У вас двое сыновей и дочь. Научите их водить мотоцикл?
- Я хочу, чтобы мои сыновья выросли мужчинами. А мужчины на чем ездили всегда? На конях - верхом! Только старики на телегах возили сено.
Я дал старшему сыну мотоцикл, но сразу сказал, что ремонтировать не буду - буду учить, и пинать, чтобы сам заливал масло, крутил гайки. Он один раз упал, прижег ногу и бросил это занятие. Средний сын захотел мопед, купили. Лето покатался с удовольствием, но в какой-то момент переключился на музыку. Он в таком возрасте, когда человек себя ищет. Но, думаю, рано или поздно, мотоцикл у него появится, и я смогу научить его ездить, помогу выбрать мотоцикл, который удовлетворит его потребности и будет ему впору.
Жена пробовала ездить на мотоцикле, но женщинам ведь интересен сам процесс – села, проехала круг по деревне и все! Дочь, хоть никогда меня до моего юбилея на мотоцикле не видела, всегда провожала взглядом проезжающие мимо мотоциклы и скутеры. Мы сначала думали, что нам это кажется, но в возрасте 4-х лет она выдала: «Папа, папа, мотоцикл! Когда я стану взрослой женщиной, ты купишь мне мотоцикл?»
Мы с женой переглянулись и хихикнули. Видимо, эта страсть передается генетически.
- А как сейчас используете мотоцикл?
- В основном, езжу на работу, в деревню и т.д. В деревне катаю дочку. Она сидит впереди, а я, стоя на задних подножках. Катаемся по проселку. С женой любим прокатиться, хоть и удается, увы, нечасто. Байк-фесты – эти грандиозные пьянки с рок-концертами мне неинтересны, а маленькие компашки по 50-100 человек оставляют ощущение домашних посиделок.
Вообще, я понял, что мотоциклисты, как и чекисты, бывшими не бывают. На мотоцикле езжу от снега до снега. В мотосезон очень неохотно сажусь в машину. И если вы считаете мотоциклистов самоубийцами – это ваше личное мнение, скорее всего, основанное на неосознанных страхах. Ни меня, ни моих детей вам в этом убедить уже не удастся.
И вдогонку: от скорости еще никто не умирал, умирают от неожиданной остановки. Ездите так, чтобы все ваши остановки были предсказуемыми и запланированными. И неважно автомобилем вы управляете или мотоциклом.
Фото из личного архива Юрия Субботина.