Фоторепортаж: на месте калужской свалки появится второй Куршевель?

Мы побывали на полигоне ТБО в Ждамирово и лично убедились в том, что места для складирования мусора там осталось немного.
Оксана ИВАНОВА
12:30 27.08.2014
56 11976
Мысль совершить экскурсию на Ждамировский полигон пришла в связи с возникшими вновь разговорами о строительстве под Калугой мусороперерабатывающего завода. Главный аргумент, который приводится в пользу появления данного предприятия, – ресурсы полигона исчерпаны на 90-95% и через 10 месяцев он будет закрыт, а посему проблему утилизации ТБО нужно решать как можно оперативнее. Захотелось убедиться в этом лично, потому что время от времени доходили слухи, что места на свалке еще достаточно и что закрывают ее лишь по причине скорого запуска аэропорта «Калуга».

Прогулка, если так можно выразиться, по полигону неожиданно получилась интересной, хотя и с запашком.







Побывать на Ждамировском полигоне впервые мне довелось лет 10 назад. Городская помойка произвела неизгладимое впечатление: огромные – высотой с 5-этажный дом – вонючие кучи мусора, в которых копались бомжи. Примерно такую же картину я ожидала лицезреть и сейчас. Но вместо этого увидела высокие курганы, поросшие травой и кустами. Рассмотреть остатки мусора можно было, лишь как следует приглядевшись.







- Мы называем эти курганы телом, - объясняет заместитель директора МУП «Полигон ТБО г. Калуги» Владимир ТИШКИН. – Оно законсервировано, пересыпано толстым – 30-60 см – слоем грунта. Так что можно говорить о том, что первый этап рекультивации полигона уже начат.



Кроме травы и кустов на курганах растут – не поверите! – кабачки, огурцы, помидоры и даже арбузы и дыни.

- Мусор привозят, семена попадают в почву и растут, благо она удобренная, - говорит Владимир Федорович. – Мы, конечно, стараемся все это уничтожать, чтобы кто-нибудь не схватил и не побежал на рынок продавать.

Курганы – это тот самый мусор, который свозился сюда еще в 70-е годы прошлого столетия. Свалка в Ждамирово появилась именно тогда. Так что в следующем году у нее что-то вроде юбилея – 45 лет. До 1995 года это была именно свалка, а не полигон, говорит Владимир Тишкин, и разъясняет разницу между ними.  

- На свалке мусор просто складируется. А на полигоне его после выгрузки разравнивают, при помощи специальной техники уплотняют. Уплотненный мусор послойно, через каждые два метра пересыпается грунтом.





Площадь полигона составляет около 17 гектаров. С трех сторон он окружен лесом, за которым строится взлетно-посадочная полоса будущего аэропорта «Калуга». Смотришь на 20-метровые насыпи и с трудом веришь, что когда-то на их месте был огромный овраг: 200 метров в ширину и 15 – в глубину.





- После войны сюда свозили мины, бомбы, снаряды и взрывали, - говорит начальник цеха № 1 МУП «Полигон ТБО г. Калуги» Сергей АФОНЧИКОВ. Сергей Львович, кстати, один из старейших работников предприятия, трудится практически с самого его основания. – Когда расширяли территорию, то однажды нарвались на боеприпасы. Вызывали минеров, они взрывали.



Свалка всегда привлекала к себе маргинальную часть общества. Особенно много «клиентов» было в лихие 90-е, когда многие предприятия в городе простаивали, люди теряли работу, а жилье пропивали.

Например, среди частых посетителей калужской свалки был шлифовщик 6-го разряда одного из местных заводов. Уволиться он не мог – до пенсии оставалось всего ничего, поэтому держался за место, а выживать как-то было нужно.

- Кое-кого из наших «завсегдатаев» мы звали к себе рабочими, - вспоминает Владимир Тишкин, - но они отказывались, говорили: «Бригадиром или начальником цеха еще пошел бы, а рабочим – нет!» В 90-е здесь до 100 человек иногда собиралось. Приезжали на автобусе, пешком приходили. Мы милицию вызывали, потому что народ иногда чуть ли не под колеса тракторов кидался. Примерно так случилось однажды при выгрузке просроченных сосисок, которые привезли с мясокомбината.

Были и оригинальные «клиенты». Владимир Федорович до сих пор вспоминает одного чудака – собирателя старых открыток, который регулярно наведывался на полигон именно за ними.

Поток «посетителей» иссяк в начале двухтысячных.

- В Москву подались, - улыбается Сергей Афончиков, - там свалки побогаче нашей.

Калужскую «прописку», однако, сменили не все бомжи. На краю леса, недалеко от полигона, мы обнаружили что-то вроде их стоянки, оборудованной и «лежанками», и «креслами», и «столиком», благо все необходимые для этого «стройматериалы» имеются под рукой.



- А что вообще выкидывают люди, кроме обычного повседневного мусора? – интересуюсь у Владимира Тишкина и Сергея Афончикова.

- Практически все что угодно! Мебель привозят – часто еще в хорошем состоянии, двери старые, оконные рамы. Как-то привезли много мягких игрушек – по виду совсем новые. Почему выкинули, не знаем.

Машины едут потоком одна за другой с 8 утра и до 8 вечера, без перерыва на обед и выходные. Часы пик приходятся на промежуток с 9 до 10 часов утра и с 14 до 16.







- Ежедневно сюда приезжает до 300 машин, - говорит замдиректора полигона. – Некоторые делают не по одному рейсу. В сутки привозят около 4 тысяч кубометров мусора – это 800 тонн. В год захоранивается до 1,5 миллионов кубических метров ТБО. А за 45 лет существования свалки здесь накопилось 2 миллиона 313 тысяч тонн отходов! Раньше мусора привозили меньше – около 600 тысяч кубометров в год.

- А с чем это связано? Почему мусорим больше? – спрашиваю я.

- Наверное, жить стали лучше, - отвечает Сергей Афончиков. – Смотрите, сколько торговых центров теперь! Каждый магазин столько коробок вывозит!

- А помните, раньше бутылки сдавали? Очереди стояли! – добавляет Владимир Федорович. – А сейчас их на помойку несут.

Едем на разгрузочную площадку на самом дальнем участке полигона. Именно сюда сейчас привозят все отходы. Это и есть оставшиеся от 17 гектаров 5-10%, которых, по словам работников предприятия, хватит максимум на год. То есть «бескрайних полей», где можно было бы складировать мусор еще десятки лет, здесь точно нет.

Выходим из машины – и я едва справляюсь с желанием поскорее вернуться обратно: запах такой, что с ног сбивает. К горлу подкатывает предательский комок.



- Да, запахи здесь не ароматные, - улыбается Владимир Тишкин, заметив мою реакцию.



Земля под ногами пружинит: это все-таки не почва, а спресованный мусор. Неподалеку над «порцией» только что привезенных пищевых отходов кружат вороны.



Отъезжаем на несколько метров в сторону – здесь запах практически не ощущается. Владимир Федорович показывает квадратную площадку, сложенную из бетонных плит.

- Машины разгружаются здесь во время непогоды, когда проехать проблематично, - комментирует Тишкин. – Отсюда мусор растаскивают бульдозеры. И здесь же разгружаются мусоровозы: они собирают отходы из углубленных контейнеров, которые недавно появились в Калуге.







Спрашиваю, что будет с полигоном и его работниками после закрытия. Мне отвечают, что работа точно найдется. Во-первых, свалке предстоит рекультивация, но не сразу, а года через два. Во-вторых, даже когда объект закроется, за ним нужно будет наблюдать: брать анализы, пробы, отслеживать процессы, происходящие в почве. В-третьих, придется следить и за тем, чтобы после закрытия полигона на него не вывозили мусор несанкционированно.

А в будущем здесь вполне можно было бы организовать, например, горнолыжный курорт, делится неожиданной идеей начальник отдела экологии Управления городского хозяйства Михаил БЕРЕЗИН.

- Калужский Куршевель будет, - тут же комментирует Сергей Афончиков.

Заметив мой удивленно-ироничный взгляд, Березин говорит, что это вовсе не шутка.

- По проекту рекультивация полигона производится в два этапа: технологический и биологический. Второй этап предполагает высадку деревьев, например. Возможно даже создание рекреационной зоны. Вот мы шутим по поводу горнолыжного курорта, а ведь это возможно. Капитальные сооружения здесь, конечно, построить нельзя, так как основание неустойчивое. А легкие – почему бы и нет?



Куршевель в Ждамирово звучит, конечно, заманчиво. Но прежде калужским управленцам предстоит решить другую, более актуальную задачу по утилизации мусора, которого год от года становится все больше. Создавать новый полигон вряд ли разумно, это вчерашний день, говорит Михаил Березин, тем более что большую часть отходов можно успешно перерабатывать.

- Вот смотрите: двери старые везут, - показывает он на одну из машин. – А ведь это чистая древесина, получилось бы отличное топливо! Иностранцы, кстати, говорят, что у нас «богатый» мусор, потому что из него можно много чего отсортировать. Какая-то часть отходов, конечно, будет захораниваться, но она представляет гораздо меньшую опасность для окружающей среды, чем неотсортированный мусор. Но под захоронение оставался бы минимум – процентов 10 от всего объема. Если мы перейдем к переработке мусора, это будет большой шаг вперед для нас.



Сделаем ли мы этот шаг? Что думают по данному поводу калужские экологи, почему идея строительства мусороперерабатывающего комплекса при всех его очевидных плюсах вызывает столь яростное сопротивление калужан и как его преодолеть – об этом поговорим в нашем следующем материале.

Фото автора, Игоря РУЛЕВА и Дмитрия МАРТЫШЕНКО.


Новости по тегу
Лента настроения
14 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 56 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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