Фоторепортаж: деревенские жители прогнали мусорный завод
Мы подъезжаем к деревне Шеняно-Слобода, что в Дзержинском районе. Едем вдоль знаменитого Галкинского леса. Мои сопровождающие, специалисты национального парка «Угра», рассказывают:
- Это уникальный лесной массив. В районе таких практически не осталось. Грибы и ягоды местные берут именно отсюда. А знаете, сколько народу из Москвы здесь бывает! Люди приезжают и говорят: «Всё, хотим остаться здесь и просто подышать свежим воздухом».
- Стоп! А это что такое? – прерывает наш разговор старший инспектор Галкинского лесничества Юрий ПЕТРУХИН.
Он выпрыгивает из машины и идёт в сторону дорожного указателя с надписью: «Национальный парк «Угра». Видно, что снизу к нему прикручен какой-то плакат. Спустя минуту Юрий Алексеевич возвращается, в руках у него штендер: на разрисованном черепами фоне красуется устрашающая надпись: «Стройка завода несёт смерть».
О том, что возле Шеняно-Слободы может быть построен мусороперерабатывающий завод, жители деревни узнали в начале февраля из публикации в местной газете. Надо отдать должное муниципальным властям: они, в отличие от своих калужских коллег, предпочитающих открытому диалогу игру в молчанку, честно указали все потенциальные площадки для размещения производства по переработке ТБО. Всего их пять.
Страсти разгорелись пока вокруг двух участков. Один, площадью 15 га, расположен недалеко от деревни Шеняно-Слобода, второй, в 30 га, – рядом с деревней Бели. Оба граничат с территорией национального парка «Угра». Это обстоятельство встревожило не только местных жителей, но и работников нацпарка.
Инженер по землеустройству НП «Угра» Евгений Коромыслов показывает участок, расположенный недалеко от деревни Шеняно-Слобода.
- По какому принципу выбирали участки, мы не знаем, - говорит Юрий Петрухин. – Но считаем, что выбор, по крайней мере, этих двух, был сделан неудачно. Потому что фактически они граничат с Галкинским лесом. А это заповедная зона, имеющая статус памятника природы федерального значения. Видите, вот там за полем начинаются заросли? Это и есть граница участка под завод. Лес начинается практически сразу за ним.
- А ещё тут водовод рядом проходит. Это объект стратегического значения, - добавляет методист отдела экологии, просвещения, туризма и рекреации НП «Угра» Мария ТРОПИНА. – И рядом река Шаня протекает. И вообще, к нам только-только туристы начали ехать. Зачем тут нужен мусороперерабатывающий завод?
А это участок в районе деревни Бели. Жилые дома находятся совсем рядом, хотя районные власти уверяют, что расстояние до них – не меньше километра.
Экскурсия по Галкинскому лесничеству состоялась в прошлую субботу, 14 марта. Впрочем, целью поездки были не прогулки по заповедной зоне, а сход в деревне Дубинино. Там намечались публичные слушания по строительству завода, но за два дня до этого сельская Дума внезапно приняла решение об их отмене. Местные жители, впрочем, его проигнорировали и всё равно пришли к деревенскому Дому культуры: сказать всё, что они думают по поводу идеи разместить у них под боком предприятие по переработке ТБО.
- Я родилась в этой деревне, выросла, выучилась. Я хочу, чтобы здесь была экологически чистая зона, всегда свежий воздух, - говорит жительница деревни Шеняно-Слобода Надежда ЕГЕРЕВА. – Я не против, чтобы здесь построили ферму, свинарник, развивали туристический бизнес. Но с какой стати здесь собрались строить мусорный завод? Мы со своими отходами справляемся сами: кожура от бананов, яблоки, картошка у нас идут в компостные кучи, бумагу мы сжигаем. Из стеклянных бутылок можно сделать поделки или оформить ими красивую клумбу. А чужой мусор нам не нужен! Почему регион должен перерабатывать его рядом с нашей деревней? Перерабатывайте отходы у себя – в Калуге или в Москве.
Сосед Надежды Егеревой Геннадий ПОМОЙНИЦКИЙ добавляет:
- К тому же у нас здесь грунтовые воды близко проходят. Я недавно подвал копал, выкопал 1 метр 95 см – и вода пошла. К тому же от наших домов до участка, на котором они завод собрались строить, даже двух километров не будет. Строили бы в карьере между Полотняным Заводом и Жилетово. Его глубина – 50-60 метров. Воды там нет, и там почти никто не работает. Стройте там!
Экологически подкованы здесь не только взрослые, но даже детвора.
- У нас здесь хотят построить фабрику для мусора, - деловито просвещал меня 7-летний Никита. – Но строить её нельзя, потому что она точно вредить будет. А у нас тут, между прочим, чистая река проплывает.
В небольшом скверике перед ДК собралось около 300 человек. Самые активные выходили вперёд, становились на старенький стул – что-то вроде импровизированной трибуны – и по очереди ругали местную власть.
- В конце концов, успокойтесь! Здесь ничего не будет! – пробрался к «трибуне» глава сельского поселения Сергей СЕЛИЩЕВ. – Почему отменили публичные слушания? Потому что от местных жителей, и не только от них, поступило очень много обращений в адрес администрации Дзержинского района, губернатора. Мы увидели, что люди против. В связи с этим сельская Дума решила отменить слушания. Здесь ничего не будет. В следующую пятницу опубликуем решение сельской Думы.
- Слова к делу не пришьёшь! Документ покажите! – начал возмущаться народ.
- Ну что вы тут ерунду городите! Я же вам сказал, что здесь ничего не будет. Что вам ещё нужно?
- А мы вам не верим!
Глава сельского поселения Сергей Селищев убеждает людей разойтись.
Инициативная группа оперативно организовывает сбор подписей под протестным посланием в адрес районных и областных чиновников. Минут за 30 там появляется не меньше 200 «автографов» жителей деревень Дубинино, Шеняно-Слобода и Бели.
Мы возвращаемся в город. Местные инспекторы нацпарка «Угра» на второй машине едут домой, в Кондрово. Интересуюсь напоследок у Юрия Петрухина: какое решение на месте чиновников принял бы он? Ведь понятно, что мусороперабатывающий завод нужен и что мусор – это не только бутылки, которыми можно украсить клумбу.
- Есть много заброшенных полей, которые не обрабатываются, карьеров, - отвечает мой собеседник. – Я думаю, найти подходящие участки вдали от населённых пунктов можно, чтобы люди не возмущались. По моему мнению, ради этого можно вложиться и в строительство дороги, и в подведение коммуникаций.
- Да, это затраты, - добавляет Марина Тропина. – Но, в конце концов, это же окупится, ведь на переработке мусора будут делать деньги. Ну так вложитесь и не шокируйте людей!
Неизвестно, прислушается ли власть к этой просьбе. Пока она предпочитает шоковую терапию, которая, правда, никакого результата так и не дала.
Фото автора.