Картофельное «поле чудес», цветочные скульптуры и пряные травы
Как юные огородники проводили эксперименты на пришкольных участках.
В Калуге прошла традиционная осенняя выставка «Юннат‑2016». На неё съехались ребята со всех концов региона, впервые среди них были дошколята.
— У нас 30 соток, половина засажена картофелем, — рассказывает Светлана РУКАВИЧНИКОВА, учитель русского языка и литературы Войловской основной общеобразовательной школы. — На пришкольном участке практику проходят ученики с 5-го по 9-й класс. У начальных классов свои делянки, на которых ребята пробуют сажать семечки и бобовые культуры. Вообще, мы стараемся, чтобы детям было интересно. Поэтому предлагаем выращивать что-то необычное по форме или цвету.
Так, на участке сельской школы растут мини-огурцы, похожие на арбузы, — мелотрия, свисают «вьетнамские кабачки» — лагенария, и второй год родится… арахис.
Земляные орехи в окружении помидоров
Как в нашей полосе растёт арахис, изучает ученица 8-го класса Анна КУПРИКОВА.
— В прошлом году урожай был небольшим, — рассказывает Аня. — Ведь мы не знали, как с этим растением работать. Не были уверены, что оно сможет у нас вырасти. В этом году урожая было больше. Ведь арахис мы выращивали разными способами — в теплице и на улице, сажали с поликультурами.
С помощью такого картофельного «поля чудес» можно сравнить клубни разных сортов.
Например, посадили арахис с баклажанами, результат нас разочаровал: баклажаны выросли большими, затенив арахис. Ещё один минус — вредитель белокрылка с овоща перелетала на земляной орех. С перцем было наоборот: он затенил арахис. Самый лучший урожай мы собрали после того, как посадили его с помидорами «черри». Обеим культурам было комфортно от такого соседства. Благодаря совместному выращиванию этих культур на грядке, сорняков оказалось в два раза меньше.
Кроме того, школьники высаживали земляной орех в теплице и в открытом грунте, рассадой и просто клубнями.
— В открытом грунте всхожесть арахиса была хорошая, — рассказывает Анна. — Если растения сажать не рассадой, а клубнями, у них формируются крепкие корни, так как их не пересаживают с места на место.
В итоге юннаты пришли к выводу, что арахис хорошо растёт в теплице или на солнечном участке, его необходимо подкармливать регуляторами роста «Мивал-Агро» и «Геотон», поливать и рыхлить.
— Плоды арахиса очень вкусные и нежные, от тех, что продаются в магазинах, сильно отличаются, — добавляет Аня. — Папа, когда узнал о том, какой мы урожай собрали, сказал: «Чего же ты на нашем участке его не сажала, вместо картошки ели бы!»
А ещё огород людиновцев славится своей картошкой. Многие калужские дачники специально пришли на выставку, чтобы купить у них семена.
Композиция из пряных трав зимой будет напоминать о лете.
— Я только у вас картофель приобретаю, — обращается женщина к преподавателю Светлане Рукавичниковой.
Светлана признаётся, что семена разбирают, как горячие пирожки. Тем более что и к выращиванию картошки здесь применяют научных подход. Школьники изучают, в каких почвах она лучше плодоносит, чем её подкармливать.
— Мы постоянно обновляем семенной материал, — добавляет учитель. — Из ранних сортов я бы отметила «колетте» — очень хороший. Брала и для себя их, не разочаровалась. Этот сорт всегда средних размеров — нет мелочи, пустот, мякоть жёлтая, вкусная. А вот урожай у другого сорта — «ярла», как говорится, год на год не приходится. Мы даже было решили, что в следующем году сажать его не будем, и вдруг собрали много картофеля.
Из брюссельской капусты в школьных столовых готовят первые и вторые блюда.
Кроме того, некоторые компании, занимающиеся выпуском семян, просят школьников провести с их продукцией эксперименты.
— К нам поступает много заявок. У нас заключён договор с обнинским научно-исследовательским институтом, компанией «Семко», — рассказывает Светлана.
Цветные сны
О пользе трав известно издавна. Они понижают и повышают давление, успокаивают, помогают справиться с простудой, стрессом.
На участке средней общеобразовательной школы в селе Ворсино Боровского района лекарственные травы росли разрозненно. А год назад здесь решили создать аптекарский огород. Календула, душица, шалфей, мята, полынь, пустырник, алтей — чего только не найдёшь на пришкольном участке. И все растения используются: из одних делают чаи, которые ребята пьют в столовой, из других — гербарии для уроков биологии.
— Хотите цветные сны посмотреть? Попейте лофант, — говорят школьники.
Цветочный смайлик Октябрьской средней школы из Ферзиковского района многие принимали за торт и просили отрезать кусочек.
Лофант анисовый называют травой здоровья, а ещё северным женьшенем. Благодаря содержащимся в нём эфирным маслам он укрепляет иммунитет и нервную систему и даже снимает головные боли.
Каждому знакома полынь. И мало кто из нас знает, что известно около 400 её видов. Школьникам села Ворсино полюбилась серебристая полынь. Помимо того, что она украшает участок, вырастая невысоким ковром, она ещё и отпугивает вредителей.
— Запах у неё необыкновенный — не такой резкий, как у придорожной полыни. На её примере наши ребята изучают растения семейства сложноцветных, — говорят учителя.
А ещё из лекарственных трав школьники плетут ароматные коврики, которые благоухают долгие зимние месяцы.
При этом они советуют сушить травы в тёмном сухом месте, чтобы они не теряли своих полезных свойств.
Шахматная королева из бархатцев
Мятлевская средняя школа имени А. Ф. Иванова каждый год удивляет необычными цветочными скульптурами. В этот раз они привезли фигурку шахматной королевы, сделанную из бархатцев.
— Мы планируем в следующем году шахматный дворик сделать, фонтан установить, — рассказывает учитель начальных классов Ирина Алексеевна КОКОРЕВА. — Ученикам и родителям очень нравятся наши цветочные композиции. А тех, кто видит их впервые, они приводят в восторг.
Действительно, смотрятся такие садовые скульптуры очень эффектно. Они способны преобразить не только школьный, но и дачный дворик.
— Стоят они у нас до самых заморозков, периодически надо только менять увядшие цветы. В их создании мы используем самые неприхотливые растения — бархатцы, подойдут и хризантемы.
Сначала из проволоки делается каркас, который потом заполняют цветами. Есть и другой вариант — заполнить каркас землёй и засадить цветами и травами. Но это более трудоёмкий процесс, к тому же нет гарантии, что все растения дружно взойдут.
Морковные ленты
В Ильинской средней школе Малоярославецкого района в этом году был небывалый урожай морковки и баклажанов.
— Посев моркови мы осуществляли разными способами, — рассказывает Валерия МАКАРОВА, ученица 8-го класса. — Первую грядку разбили на скудной почве, поливали, прореживали морковь через каждые 6 см. Корнеплоды были мелкими. Вторую — в хорошей почве — также прореживали и поливали. Корнеплоды получались разных размеров.
На третьей грядке мы попробовали ленточный способ посадки: через три сантиметра на ленточку прикрепляли семена. Первое прореживание делали через 6 см, второе — через 13. В итоге собрали крупные корнеплоды.
Также школьники ставили эксперименты со свёклой: сажали сухие и замоченные семена во влажную почву.
— Сухие семена не взошли, — говорит Валерия.
Учителя предложили ребятам сравнить урожай баклажанов, собранных в телице и в открытом грунте. Плоды баклажанов, выращенных в теплице, были заметно больше.
Завершилась садово-огородная выставка дегустацией блюд, которые приготовили ребята из собственноручно выращенных плодов.
Учителя сельских школ в один голос говорят, что работая на пришкольных участках, дети получают навыки, которые им потом пригодятся в жизни, и собственными глазами, а не сухим языком учебника, познают, как развиваются растения.
Торт «Нежный»
Рецепт Серпейской средней школы Мещовского района.
Вам понадобится:
- средний кабачок весом около 1 кг,
- мука — 200 г,
- яйца — 2 шт.,
- чеснок — 2-3 зубчика,
- сыр — 100 г,
- помидоры — 4 шт.,
- соль, перец, укроп и пряные травы — по вкусу.
Приготовление:
Кабачок натереть на средней тёрке, слегка отжать, чтобы убрать лишнюю жидкость. А затем посолить, поперчить, перемешать с мукой и яйцами. Тесто должно получиться такой же консистенции, как на оладьи.
Затем его выкладывают на горячую сковороду слоем 1 см. Выпекают на малом огне по 10 минут с каждой стороны.
В блендере измельчить чеснок и укроп, добавить майонез и перемешать. На крупной тёрке потереть сыр. Помидоры нарезать кружочками, слегка обжарить.
Собираем торт. Смазываем майонезной массой (не очень густо) коржи. Средний и верхний коржи посыпаем натёртым сыром. На остальные коржи кладём помидоры и укроп.