Калужские купцы поскупились на Гостиные ряды

Гостиный двор — сказочное чудо со средневековыми готическими элементами и мотивами русского зодчеств...
12:30 26.07.2016
0 937
Алексей УРУСОВ.

Гостиный двор — сказочное чудо со средневековыми готическими элементами и мотивами русского зодчества допетровского времени — строился почти 40 лет.

Название «Гостиный двор» родилось от слова «гость» — богатый купец. На его месте когда-то располагалась торговая площадь. Ещё в XVII веке калужане прозвали её Красной. Позже это место получило имя Старый торг, когда лавки переехали в район нынешнего Театрального сквера — на Новый торг.

Ряды у калужской крепости представляли из себя скопище деревянных лавок, лабазов и трактиров. Здесь обосновались особые, «вкусные» ряды: хлебный, мучной, калачный, рыбный, соляной, мясной, яблочный. Активно торговали и ремесленные ряды: серебряный, стеклянный, хомутной, железный и другие.

Местное кумпанство
После образования Калужского наместничества по указу императрицы Екатерины II и по генеральному плану застройки города от 1778 года было принято решение снести деревянные лавки и на их месте отстроить богатый каменный Гос­тиный двор. Специально для этого в 1782 году создаётся калужское кумпанство — крупное коммерческое финансовое товарищество, состоящее из 11 самых богатейших калужских купцов. Их фамилии известны: Золотарёвы, Антипины, Фалеевы, Макаровы, Билибины, Теренины и другие. Они взяли на себя основные денежные траты.

Псевдоготика с узкими проездами
Согласно преданию, первый калужский наместник и фаворит императрицы Михаил Кречетников располагал чертежами знаменитого московского Царицынского дворца. Его построил в готичес­ком стиле архитектор Василий Баженов для Екатерины II. Часть задумок опального мастера так и не была реализована и осталась в чертежах. Себе Кречетников отстроил по баженовским планировкам загородную усадьбу в Росве под Калугой. Наместник передал чертежи калужскому архитектору Пет­ру Никитину, который творчески переработал их и добавил древнерусских архитектурных мотивов. Так, столбы-кубышки на арках Гостиного двора — собратья элементов Палат Коробова и крыльца храма Покрова «на рву».

Первоначальный проект Гостиного двора предполагал возведение 20 корпусов с остроконечными готичес­кими башенками. Участок должен был быть разделён на четыре части. В каждой части предполагалось построить 5 корпусов, разделённых перпендикулярными проездами в форме креста. В плане ансамбль представлял прямоугольник, был вытянут с севера на юг. Корпуса расположили в форме замкнутого каре с многочисленными проездами. По внешнему перимет­ру северных, западных и южных корпусов создавалась мощная аркада торговых галерей. Над северными и южными воротами запланировали фигурные фронтоны.

При жизни Пётр Никитин успел построить лишь два первых южных корпуса, датируемых 1784–1789 годами. В 1796 году отстроили ещё два северных корпуса и один юго-восточный. Однако калужские купцы перестали охотно тратиться на каменные лавки. Выяснилось, что проезд между корпусами недостаточно широк. Строительство было приостановлено по прошению калужского купечества, недовольного планировкой ансамбля и пожелавшего удешевить постройку.

Местные купцы попросту пожадничали, хотя задекларировали наличный капитал на огромную по тем временам сумму — более 3 млн. рублей. (При Павле I годовые доходы бюджета Российской империи составляли порядка 70 млн. рублей. — Прим. ред.).

Толкучий рынок
В начале XIX века в Калуге при числен­нос­ти населения 23 тысячи жителей почти каждый пятый принадлежал к купеческому сословию. Поэтому их мнение учли. Возведение торговых рядов возобновилось лишь через 15 лет. В 1811 году из Санкт-Петербурга пришло высочайшее разрешение продолжить строительство с учётом пожеланий калужского купечества.

К этому времени был уже утерян первоначальный проект Петра Никитина. Его преемник — ученик Василия Баженова и калужский губернский архитектор Иван Ясныгин — уменьшил ширину строений и одновременно увеличил расстояние между ними. Сократил он и количество корпусов (до 14). Так появилась внутренняя площадь, которую калужане прозвали «Толкучий рынок».

Последние три корпуса в 1824 году достраивал уже калужский архитектор Николай Соколов.

Частью помещений Гостиного двора владело городское общество. Их использовали для общественных нужд или сдавали внаём. Остальные корпуса находились во владении купечества и переходили по наследству из поколения в поколение.

Самыми известными лавками стали книжный и писчебумажный магазин купца Антипина (располагался в первом, южном корпусе. — Прим. ред.) и шляпный магазин купца Почапина, в котором долгие годы демонстрировалась как знаменитая достопримечательность потерянная от ветра шляпа Николая Гоголя.

 Кстати 
На площади у Гостиных рядов в 1807 году появился первый в городе водопровод и водоразборный фонтан: стоили они 700 рублей. Их построили на личные сбережения калужского купца Михаила Антоновича Макарова. На его портрете, который хранится в Калужском краеведческом музее, сохранились строки, написанные его рукой: «…Я изобрёл и устроил своими средствами с помощью граждан в городе Калуге водопровод на площади близ Гостиного двора и дома ремесленной управы, бассейн с проведённой ключевой водой из колодезя близ церкви Михаила Архангела для продовольствия граждан и тушения пожаров. Сей мой портрет с надписью и медалью».
В 1886 году после организации городского водопровода фонтан перенесли в Городской сад на его настоящее место. Вскоре на площади у Гос­тиного двора появилась деревянная будка — первый общественный туалет.
Почтенную публику на площади Старый торг долгие годы развлекал атт­ракцион «Медвежья комедия». Самые известные калужские медведи Зоя Ивановна и Мартын Иванович показывали «как барышня стесняется кавалера» или «как в праздничный день пьяные на базаре шатаются». В конце выступления происходила борьба с медведем — самое популярное зрелище посетителей Гостиных рядов.
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
eyJpdiI6InZldkthRXNVRzZJS0puQmJoRXRUaVE9PSIsInZhbHVlIjoiMmE4bzBnREhPYzdJY0hCOGpCeGgwN3BGMUk0VHRLa2VTaCtIQi9pZ0ZwWmczdWxuSi8xei9ZMW8xeGozWnZFLysyd1N0eDJoNjNnS090YVdFRTU1cXZwU2ZPdnc2bjhGWExCTTJoajBxMk9saVFEU0o0WjZRR1p6VmRpeW1nZklXRTZhaThhTFVubkFzT251SC8vcXNqV1pFajNxakE3Mkh0RUpOSXBnVFBJeEoyMTNkUlhuL08vRzhjc2J5aUs0OFh5RmUwZmJmaXhkK2M1MlFlRHd6N2M5N3VXSGE3R05YdzFZNXFkSlhDUnNBU2JjeGNvM1Q3OXlYb3RMWmFkQ0tGRURoZ2lGVUNxRnpXd3BJSWsyQURsN3ZWN1BqdzlWVU9NN3NRemZJY29xaVlnWXlPRVcwTDlZQVJERjg2Y3dLSEhqVWFtSDZJdkw3NEJPeDFFSkVDMTlLeFg0L2g4ZUZPS3RROGUrT0JmcWVlV3lCS0t2SCt4cjdSWkZGaVhLeEdaZkZjUnRRNTF2NXZjMmxiemg0ajdlZGF1UFpQQTlIWXJ3WkxTZW1QNVVhRU1scFBMQ3FiM3V0bFZIa0E3dzNmWjUraDlJbmJwWC9rU2YwbGNmdlM3elN6L01ZZ3d3dTRTM04wUTFXU3Qrb3QyTUNZR1h1NVpEeDNJcGxXNHovMHhhd2VlZXd6TFhOd0VOOHlmdWNHemFtNVp6WkxvejRIYzRwQnNyV2tFOU55UXNFeWRSYUNlRHU5eDZKaVpvM0ZYcWh1NUtVT2JnN2JSUUlmc1ZRZmJrdU1ENDk1OXdBbkd0cCtZTjhJWStuTlhvdk8rMmVPVkFzTlVwNFNkSiIsIm1hYyI6Ijg2MzU0ZjAxZThmMTRhMWYwZmQ0NTUyOTRmNTUwZTgwZTZlMzgyZjVjZjBmMTllOWZiMTM1OTdlZDVmYjZhNjQiLCJ0YWciOiIifQ==
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