Зачем калужские купцы за три моря ходили

Ученики школы № 19 погуляли по старой калуге.
11:34 19.04.2016
0 962
Светлана ТЕПЛЯКОВА. Фото из архива Маргариты РАКОВОЙ.

Ученики школы № 19 погуляли по старой Калуге.

— Многие уезжают в отпуск за границу, а мы с учениками на весенних каникулах погуляли по родному городу и узнали, как жили калужские купцы и как они ходили «за три моря»,— рассказывает учитель школы № 19 Маргарита РАКОВА.

Кого брали в купцы?
— Про Калугу говорят, что это купеческий город. Почему же калужане хотели попасть в купцы? Это давало ряд преимуществ. Несмотря на то что им приходилось объявить свой капитал и платить налоги, они освобождались от рекрутчины и телесных наказаний. Дети купцов имели право обучаться, а потом пойти в чиновники и получить личное дворянство. А их внуки получали уже потомственное дворянство. Поэтому простые мещане стремились стать купцами. С капиталом от 500 рублей можно было записаться в купеческую гильдию III разряда.

Повторил путь Афанасия Никитина
— Калужские купцы торговали холстом и бумагой, кожей, пушниной, жемчугом, рыбой. Билибины и Золотарёвы возили свой товар в Англию, Голландию, Польшу. А один из калужан — Никита Шемякин — повторил путешествие за три моря Афанасия Никитина: прошёл в Индию. Он был успешным предпринимателем, открыл свою торговую компанию в Константинополе (нынешнем Стамбуле).

Помогали бедным и невестам
— Интересно, что купцы очень многое делали для города, занимались благотворительностью. Коробов строит храм на свои деньги. Золотарёвы делают большие пожертвования деньгами, а одно из своих зданий дарят Хлюстинской больнице. Малютины открывают в Калуге общественный банк. Он помогает неимущим, выделяет деньги:

  • на приданое бедным невестам,
  • на пособия погорельцам, а также пострадавшим от наводнения,
  • на исправление жилищ неимущих,
  • пособия для гимназистов и учащихся училищ,
  • на покупку «пожарных» лошадей,
  • на содержание больных солдат и семей раненых и убитых солдат,
  • и даже на исправление городских мостовых и ремонт ограды Пятницкого кладбища.


По одежде можно было узнать всё
— Наш экскурсовод была одета в купеческий наряд. Раньше по костюму женщины можно было узнать, замужем она или нет, сколько у неё детей, каково её положение в обществе, из какой она губернии. Сарафан синего цвета могли носить только богатые. Природные красители, которые использовали в Калуге, — красные, жёлтые, охра (глина, трава). А синюю краску привозили из-за границы. И, если женщина носила синий сарафан, значит, это была зажиточная купчиха. Костюм стоил недёшево. Сарафан внизу косоклинный, на него уходило более 5 метров ткани.

Нас встретила «жена» купца I гильдии. На ней головной убор, который называется «сорока».

У девочки пуговицы шли до груди, у девушки — до талии, а у замужней женщины — сверху донизу. Когда рождались дети, внизу пришивались бейки. Если девочка — бейка нарядная, яркая, если мальчик — скромная.
Волосы открытыми не носили. У девушки мог быть открыт только затылок — считалось, что так идёт связь с космосом. Головные уборы носили птичьи названия. Здесь тоже прослеживается связь с космосом, ведь птичка летает в небе. Кокошник — от древнерусского «курочка», кичка — «уточка». Был ещё такой головной убор: «сорока» — название говорит само за себя. А девушки носили ленточки, веночки, а косу украшали накосником (треугольничек с золотым шитьём). На экскурсии мы тоже примерили купеческие наряды и головные уборы и сфотографировались в них.

Девчонки примерили старинное русское украшение — накосник.

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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