«Шпаргалка не повод для репрессий!»
«Перекрёсток» разбирался, всякая ли шпаргалка является злом и препятствием для объективной оценки знаний учащихся.
В конце марта в нашей стране стартовал очередной ЕГЭ-марафон. И снова организаторы государственной итоговой аттестации предпринимают различные меры контроля и наблюдения за участниками экзаменационного процесса: входы в пункты сдачи Единого госэкзамена оборудуют металлодетекторами и системами сканирования, а учебные аудитории — системами видеонаблюдения. Кроме того, в этом году региональное министерство образования впервые планирует использовать в ряде пунктов «глушилки» — устройства подавления сигналов сотовой связи. Всё ради того, чтобы исключить возможность списывания во время экзамена.
Усиление контроля и наблюдения привело к тому, что мобильными телефонами на экзаменах стали пользоваться действительно гораздо реже. Зато в моде опять классические бумажные шпаргалки, вычислить которые способен разве что только один «прибор» — зоркий взгляд учителя. Кстати, как мы выяснили, даже педагоги в своей юности прибегали к помощи «шпор», и они не видят в этом ничего зазорного.
Счастливый пиджак
Сергей ЗЕЛЕНОВ, директор средней школы № 5 г. Калуги:
— Я считаю, что классическая бумажная шпаргалка — это хорошо, потому что у школьника или студента, когда он её пишет, работают несколько видов памяти: зрительная и моторная. Плюс ребёнок вспоминает ещё и то, о чём учитель говорил на уроке. Сам я тоже иногда писал шпаргалки, но пользовался ими редко — они мне просто грели душу. Шпаргалки с ответами на билеты прятал в специальный большой карман, вшитый в пиджак изнутри. Однажды на экзамене по истории и обществоведению (было это в 1967 году) нас с одноклассниками «застукали». Произошло всё, как в фильме Леонида Гайдая про Шурика, где один из героев сдавал экзамен в пиджаке с встроенным в него микрофоном. В кабинете, расположенном по соседству с кабинетом истории, мы с одноклассниками растянули 25 метров антенны. Экзамен сдавали в одном и том же пиджаке, в петлице которого находился маленький динамик. По очереди заходили в класс, тянули билет и громко кричали: «Билет номер такой-то!» За дверью в это время стоял один из наших товарищей. Услышав номер билета, он бежал в соседний кабинет, где находился третий одноклассник. Он и начитывал в наушник материал по нужной теме. Таким образом экзамен удалось сдать четверым. А на пятом мы попались. Когда в класс зашёл ещё один наш друг в том же пиджаке, учитель заподозрил неладное и быстро раскусил нас. Кстати, на выпускные экзамены я ходил без шпаргалок. Потому что есть определённые правила игры, которые всё-таки нужно соблюдать.
Продаётся шпаргалка. Недорого
Андрей ЛЫПАРЕВ, первый заместитель городского головы Калуги:
— Во время учёбы в школе я шпаргалок не делал: они мне были ни к чему, потому что учился я хорошо. У меня было всего две четвёрки — по русскому языку и литературе. А вот на старших курсах института прибегать к помощи шпаргалок приходилось. Учебный материал я знал, но «шпора» придавала уверенности. К тому же шпаргалки, пока их делаешь, помогают сосредоточиться, усвоить изученный материал. Сначала они писались от руки. Позже их печатали на компьютере. Лист формата А4 делился, а потом разрезался на 8 маленьких квадратов, на каждом из которых был ответ по нужной теме. После экзаменов мы с друзьями продавали наши шпаргалки за символическую плату студентам младших курсов. Они пользовались большим спросом. Был случай, когда преподаватель заметил у меня шпаргалку, хотя я ею не воспользовался. Выгонять с экзамена меня на стали. Просто пересадили за первую парту. И, пока я готовился к ответу, педагог глаз с меня не спускал. Ответил верно, но мне всё равно на балл снизили оценку. Не знаю, есть ли смысл делать шпаргалки сейчас. Раньше, когда экзамен сдавался в традиционной форме, они писались по конкретным билетам, которых было не так много. В случае с ЕГЭ просчитать, какой вариант из множества предложенных попадётся, невозможно. Поэтому особого смысла в шпаргалках не вижу. Если только в качестве психологической поддержки: пусть просто лежат где-нибудь поближе к сердцу, греют душу, но лучше не пытаться ими воспользоваться.
Шпаргалка шпаргалке рознь
Марина ГЛУШЕНКОВА, тележурналист:
— Шпаргалками я пользовалась крайне редко. Во-первых, у меня достаточно хорошая память. Во-вторых, я толком так и не научилась незаметно их доставать. Мне казалось, что в тот момент, когда я делаю это, учитель смотрит именно на меня. Злом написанную от руки шпаргалку не считаю. Это не то же самое, что залезть в Интернет и просто скопировать там все варианты ответов. За такие вещи действительно нужно наказывать. А вот для того, чтобы сделать обычную шпаргалку, нужно перелопатить достаточно большое количество материала, понять, что и как нужно записать. В общем, пока напишешь «шпору», не захочешь, а тему выучишь. Не думаю, что шпаргалка способна помешать объективному оцениванию знаний школьника или студента, потому что в ней невозможно предусмотреть все варианты заданий для ЕГЭ. Поэтому, мне кажется, при её обнаружении до экзамена или во время него применять серьёзные «карательные» меры в отношении нарушителя не стоит. Экзамен — это большой стресс. А на стрессе даже школьник, который хорошо учится, может захотеть как-то подстраховать себя. И не нужно из-за этого лишать его возможности получить аттестат. В качестве наказания, думаю, достаточно будет просто сминусовать нарушителю какое-то количество баллов.
Из истории вопроса
Есть версия, что слово «шпаргалка» происходит либо от украинского «шпарга’л», что означает «неновая исписанная бумажка», либо от аналогичного польского «szparga». В латинском языке также есть слово «sparganum» — «пелёнка». Авторство изобретения шпаргалки приписывают королю франков Карлу Великому, который не умел ни читать, ни писать. Чтобы он мог утверждать указы, был придуман и изготовлен образец подписи на пергаменте, которую Карл тщательно срисовывал, когда нужно было подписаться под государственным документом.
В 2002 году в Алтайском крае был открыт Музей шпаргалок, в котором собрана уникальная экспозиция «шпор», созданных местными «умельцами». Одна из них сделана из леденца «чупа-чупс», другая представляет собой обычный карандаш, на который неизвестный автор умудрился нанести аж 10 задач по физике. Кроме того, как выяснилось, подсказки можно написать на серёжках и даже на ногтях. Впрочем, этот способ списывания годится явно не для всех школьников и студентов.