Калужские крестьяне рассказывали этнографам о встречах с умершими людьми
Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.
Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.
Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги.
В Мещовском уезде в конце ХIХ – начале ХХ века корреспонденты этнографического бюро князя Тенишева записали такие рассказы местных крестьян.
«Душа – дух, помещается она, по мнению большинства, в горле. Выражение: «схватил меня за душу», все равно, что «схватил меня за глотку или горло». – пишут этнографы. - Такое верование, явилось, очевидно, потому что со смертью дыхание прекращается.
У ребенка душа чистая, святая, ангельская душечка. У мужчин и женщин души одинаковые.
Хотя пословица: «у бабы не душа, а голенище» существует. Но она употребляется больше в шутку. Как и другая: «курица не скотинка, баба не человек».
Здешние бабы настолько самостоятельны, что вполне могут считать себя человеком.
Выходит душа в рот в виде пара. Есть скептики из молодежи, которые говорят: «Давай я тебе закрою нос и рот, засмолю все тело, куда ж душа вылезет?»
Но таких очень мало. Большинство же верит в загробную жизнь и бессмертие души.
Говорят, что медведь был прежде человеком. Но за какой-то грех Бог проклял его.
В доказательство приводят: «Следы его лапы, аккурат, как человечьи. Он хорошо стоит на двух ногах любит водку.
А некоторые прибавляют, что он любит женщин утаскивать в берлогу, и там живет, как муж с женой, даже дети могут родиться»...
Пугают людей
«Душа по выходе из тела девять дней у дома бьется, шесть недель бродит по мытарствам.
А там уж идет туда, куда приготовила себе место при жизни: праведная – в рай, грешная – в ад.
А не совсем праведная и не совсем грешная идёт в среднее между этими двумя местами.
Души детей приспанных, выкидышей, некрещенных живут без просвету. Они всегда лежат ничком, кроме одного дня в году – четверга Духовой недели.
Этот день им отдых, просвет, потому что в этот день поминают «присыпальников».
Но души умерших младенцев мучаются так только до смерти родителей, а потом будут мучиться последние, смотря по тому, кто из них виноват.
По общераспространенному поверью, на утопленниках воду возят черти в аду. По этому поводу много рассказов-сказок.
Непогребенные не имеют приюта, пугают людей. Делают им разные пакости и везде шляются…
Моя работница Анна из дер. Сосена рассказывала, как она видела убитую женщину после того, как ту уже схоронили.
- Три года назад жила я в Озерне – деревне Мосальского уезда, в тот год убило там оглоблей Апроксинью, ударили ей прямо в спину, лошадь не удержали.
Пролежала Апрокся три дня и померла. А мертвая была страшная-страшная, синяя, язык высунулся. На 9-й день убитая ночью побила в доме всю посуду и окна.
Вскоре после этого пошли мы ночью со стариком-хозяином (я в работницах жила) в грозу за лошадьми в поле.
Идем по улице, как молния блеснет, и вижу – стоит Апрокся, язык высунула. Закричала я благим матом.
Увидел и старик, только тот не сробел, а говорит: «Ты чего, Апрокся, шляешься, мутишь души провославныя? Смотри, мы тебе кол осиновый забьем».
Так и служили ей «Проклятый молебен» (прим. этнографа: что это такое – не известно, возможно, панихида), а на могиле поставили осиновый кол.
С тех пор перестала баловаться в доме, и никто на улице ее больше не видел».
Накажут за грехи
«Если человек попадет ни в ад, ни в рай, а в середину между ними, то и такого житья нет царю на царстве, до того там будет хорошо по сравнению с этой жизнью.
Ад - кипучая смола. В нем черти, жабы, змеи, черви и прочие гады кишмя кишат. Рай – на небе, ад – под землей.
Рай – для праведных, ад – для грешных.
А среднее отделение – для дурачков, которые ничего не понимают, и для невольно согрешивших.
За каждый грех в аду назначено особое мучение, например, за убийство будут черти драть железными прутьями и заставлять пить собственную кровь.
За ябеду, ложь, клевету, в общем, за напрасные слова – будут за язык подвешены, а временами их заставят лизать горячую сковородку.
За ростовщичество тянуть жилы будут.
Плясунам набьют пятки и ладони гвоздей…
Скупые будут давиться всякой дрянью.
И все будут кипеть в смоле и задыхаться в огне и дыму.
И такие страсти, по словам рассказчиков, продляться веки-вечные, бесконечные.
Помочь грешникам, пока не было светопредставления (конца света) можно поминками, на которые собирают много народу, потому что каждый откушавший пирога и киселя, обязан, по народным понятиям, положить 40 поклонов за покойника.
Помогает милостыня, раздаваемая в память покойника нищим. И обедни по особому заказу имеют тоже значение.
Знакомая старуха рассказывала: «Снятся мне мои старики-покойники, снятся кажинную ночь.
И видятся они мне не хорошо: сидят в какой-то темной клетке, словно связанные, глядят на меня так жалобно, будто просят о чем, а ничего не говорят.
И так несколько раз. Покуда уж заказала отслужить обедню, да сходили на погост, на могилы, отслужили панихидку. С тех пор – шабаш, не снятся мне.
Покойник, родимый, ты мой, не стоит у ворот, а свое возьмет», - закончила она рассказ.
Плакать по умершим можно, но не очень сильно. «Плакала одна мать, убивалась по сыну.
Вот пришел он к ней во сне и говорит: «Совсем ты меня, матушка, в слезах утопила, нет у меня на могилке сухого местечка. Перестань ты плакать, а то мне житья нет».