Калужского хореографа Артура Микояна на гастролях называли «индийский краш»
Артур Микоян танцевал в спектакле «Снегурочка» на сцене Большого театра, участвовал в шоу «Танцы» на ТНТ.
Сегодня он - артист Инновационного театра балета, преподаватель калужского колледжа культуры и искусств, ведет занятия в фитнес-центре, успевает ездить на гастроли и учится в аспирантуре, изучая вопросы антропологии современного танца.
А поставленный им «Афганский танец» для коллектива «Ровесник» Калужского колледжа культуры и искусств, в конце октября победил в проекте «Большие и маленькие» на канале Культура. И это очень высокая оценка.
Съемки на Мосфильме
«Большие и маленькие» - проект федеральный, в нем участвуют танцевальные коллективы со всей страны.
Ведет его прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. В жюри - знаменитые хореографы и танцоры.
В 6-м сезоне в адрес представителей передачи поступило 800 заявок, но для участия отобрали всего 80 коллективов.
И калужане оказались лучшими в направлении «Народный танец». Красивый и необычный «Афганский танец» произвел на жюри сильное впечатление.
- Когда нас выбрали на проект «Большие и маленькие», мы с нашим мастером Валентиной Евтеевой долго думали, что же привезти, - рассказывает Артур МИКОЯН. - Надо было чем-то удивить.
Валентина Георгиевна, интуитивно прочувствовав, сказала: «Только афганский танец, этого мало, этого вообще нет!» Для людей, которые видели наше выступление, было открытием, что афганский танец вообще существует.
У меня спрашивали, почему я взял исламскую направленность. Но я рассматриваю афганский танец как традицию, культуру народа.
А культура вне политики, религии, власти. Она говорит о важных вещах, которые происходят в жизни человека.
В основе танца – шёлковое полотно. Шёлк очень тонкий, поэтому это женский танец, лёгкий. В нем много народных элементов, там очень важные движения рук.
Для меня это была серьёзная работа. Я изучал историю страны, географию, условия климата, религиозное течение. Сначала в «Ровеснике» этот танец исполняли ребята старших курсов, так как он физически очень сложный. Но в проекте на телеканале Культура могли участвовать только студенты до 18 лет.
Поэтому пришлось всю композицию переложить на младший курс. На это ушло около двух месяцев. И я, и наш прекрасный хореограф Валентина Евтеева, вложили огромное количество сил. У меня были сомнения.
Не все калужские мастера поверили в этот танец, критика звучала в мою сторону. Даже в какой-то момент я разочаровался, но моё внутреннее чутьё подсказывало, что из этого что-то должно выйти.
- Где проходили съемки?
- Мы записывали танец на Мосфильме, увидели огромное количество павильонов, где снимались фильмы, например, «Вий» по Гоголю. Боже мой, столько эмоций было!
Нам поставили регламент - с 9 утра до полуночи. Но в 18 часов мы уже освободились. Успели домой приехать к 9 вечера.
- Как вас встретили на канале?
- Атмосфера там очень доброжелательная. Во-первых, все со всеми здороваются. Во-вторых, нам дали талоны на питание. Это был буфет, куда пускают только по пропуску. На съемках мне разрешили пройти в зал, я был вместе со своими девчонками.
- Соперники были сильные?
- Выступления других артистов можно было видеть только из репетиционного зала по телевизору. Там установлены мониторы. Мне очень понравился абхазский коллектив.
И я вдохновился выступлением совсем маленьких детей, такие малышки вышли с русским танцем, это просто чудо! Я желал каждому победы, потому что творческий человек понимает, как важно желать другому победы.
Наша страна удивительная, талантливая! Я видел горящие глазки. Конкуренция была серьезная. Не ожидал, что мы победим.
И когда Заслуженный артист России Рамиль Мехдиев берет микрофон и объявляет нас победителями, у меня чуть ли не слезы из глаз.
Я так растрогался, что ком в горле стоял. А девчонки ко мне бегут, обнимают, и такая теплота на душе, такое счастье.
- С «Ровесником» новую программу готовите?
- Мы готовим программу, посвященную 80-летию Великой Победы. Для меня это важно, потому что мой дедушка воевал, у меня и папа военнообязанный, и все мои братья. Поэтому тема мне близка.
Индийский краш
- Я знаю, что в этом году вы с Инновационным театром балета были на гастролях в Китае и Индии. Расскажите об этом.
- Летом мы при поддержке нашего художественного руководителя Ксении Голыжбиной побывали в Китае, а осенью – в Индии. Показывали пластический спектакль «Метель» режиссера Александры Ивановой.
В спектакле я исполняю партию Демона. Это существо, которое дарит людям опыт. И со мной был рядом представитель светлой силы - Ангел, который защищал и оберегал людей.
А любовь - чувство, перед которым отступают и демон, и ангел, самое сильное чувство, которое существует.
И в Китае, и в Индии, нас очень классно воспринимала публика. Китайский зритель сдержанный, но хорошо понимает смысл Пушкина. После спектакля публика ликовала.
В Индии люди очень жизнерадостные, эмоциональные. Там обратили внимание на мою мимику. У них есть театр лица, где актёры работают глазами, губами, бровями. И могут только мимикой держать зрителя целый час.
Мне было очень приятно, что подходили индусы и говорили, что им понравился мой образ.
-В Пекине мы сыграли семь спектаклей, а в Индии - спектакль и выступали ещё с сольными номерами. Обе страны мне очень понравились, они удивительные.
Да, там есть некоторые трудности. Например, еда очень острая, и самое главное, все время находишься в неведении, что ты ешь. В Индии я ел только рис, больше себе ничего не мог позволить.
И там нет никакого мяса, кроме курицы, но для меня это не проблема: я не употребляю мясные продукты. Воду пил бутилированную и брал всевозможные чаи.
В Китае немножко другая картина, там можно есть всё, начиная от лягушек и заканчивая змеями.
Я подхожу с тарелкой к столу, беру палочки, накладываю себе что-то и пытаюсь понять, что это такое кругленькое, как колбаска. Сначала подумал, что это что-то сырное. А мне говорят: «Змея».
Я аккуратненько всё выложил обратно. Но там есть фрукты, огромное количество зерновых продуктов, интересные вещи со спаржей они готовят. Много блюд на пару, поэтому можно что-то для себя найти.
Китайцы очень законопослушные, соблюдают правила, у них сильно выделены личностные границы. А в Индии вообще никаких правил не существует, полная свобода. В какой-то момент я себя поймал на мысли: что мне делать с этой свободой?
- -Наши гастроли были построены так, что было время для экскурсий и прогулок. В Пекине мы посетили Великую Китайскую стену. В Индии – храмы. Это важно, потому что потом ты всё используешь в танце, в образе.
И меня эти страны поразили масштабом, территориальностью. Китай, конечно, вдохновил своими роботами, инновациями.
Но там поддерживается и традиционная культура. В архитектуре, например, синтезируется футуризм с этникой. Стоит необычное инновационное здание, которым ты шокирован, а с другой стороны – храмы, императорские сады и парки. Это очень здорово.
В Индии много построек коробочного плана. Печально, что до сих пор существует иерархия. Если ты из бедного класса, то не имеешь права учиться. Школы у них по сей день делятся на школы для мальчиков и для девочек.
Но при этом они счастливые люди, любят жизнь, любят каждое мгновение. Для них не имеет значения, поешь ты сегодня или не поешь.
Меня предупреждали, что в Индии надо аккуратнее ходить по ночам. Но я ходил по ночам, гулял с ребятами, с Ксенией Голыжбиной, ничего не приходило, хотя я забирался в такие трущобы!
И когда я туда заходил, мне было комфортно. Люди, которые вылазили из-под своих коробок, говорили: «А-а-а, красавчик!» Я себя чувствовал в безопасности.
В Индии купил себе красивый белоснежный костюм. И хотел его надеть, но мне сказали: «Артур, вы и так своей внешностью привлекаете внимание, а если наденете костюм, мы вас отсюда не увезем».
Меня там называли «индийский краш» (прим ред.: краш – объект тайной любви), потому что ко мне все местные жители подходили обнять, сфотографироваться. Поэтому белый костюм я убрал до лучших времён.
А в Китае, ходишь везде в любое время дня и ночи, к тебе никогда никто не подходит. Там русских очень любят, любят Путина, его политику, его стремление. Они говорят, что Россия - наш большой брат.
- Правда, что «Метель» сейчас номинирована на «Золотую маску»?
- Да, 6 декабря в ИКЦ приезжало жюри этой театральной премии. И мы ждем подведения итогов, волнуемся, потому что для нашей страны это очень высокий уровень, самая высшая награда.
Домой на праздники
- Где вы будете встречать Новый год?
- На Новый год я, наконец-то, увижу родных, потому что с моим графиком сделать это очень тяжело. Первый раз за долгие годы я отказываюсь от новогодних мероприятий и уезжаю к своей семье в Боровск. Мама, когда узнала, даже заплакала.
У нас в Боровске прекрасный большой дом, его построили мама с папой. Конечно, тяжело он им достался. Но я счастлив, что мечта моей мамы сбылась. Потому что она росла в землянке.
Её семья была очень малоимущая, 10 детей, мама была третьим ребенком. И, конечно, она всю свою жизнь мечтала о большом доме.
Елку мы никогда настоящую не ставим. Когда я был маленьким, у нас рядом с домом был огромный лес, и папа пошёл, срубил ёлку. Дома я увидел, что с нее падают иголочки и заплакал: «Она же умирает!»
Мама успокаивала меня, говорила, что мы поставим её в водичку с песком, она ещё жить будет. Но я не верил, подошёл к родителям и попросил: «Давайте больше не будем так делать, лучше вообще без ёлки».
И на следующий год папа приобрёл искусственную ёлку. С тех пор ставим только искусственную.
В позапрошлом году мой брат, Рафаэль, подарил маме шикарную итальянскую ёлку, всю засыпанную снегом. И мама была такая счастливая. Теперь у нас стоит эта красивая ёлка.
Наряжают её мама с папой вместе. С ними сейчас временно живет мой брат Юрий. Остальные братья и сестра разъехались.
Старший брат, Александр, живёт со своей семьёй в Балабанове, брат Рафаэль с семьей – в Обнинске, сестра Алина – в Барнауле. А я немножко кочевник.
-На Новый год, наверное, соберется много народу. Сестра, скорее всего, не приедет, но братья с семьями будут. У двоих моих племянников ужет родились дети. Мои мама с папой теперь прабабушка и прадедушка.
Семья многонациональная. Мама - уральская казачка, папа – армянин. С детства нам прививалась межнациональная культура, потому что у папы - свои традиции, у мамы – свои. И они смогли найти симбиоз.
В кухне это классно проявляется. Хорошо готовит и мама, и папа. Папа знает много национальных блюд, готовит и узбекский плов, и долму, и голубцы. Боже мой, чего он нам только не готовит!
У мамы – свои вкусные блюда. Её борщи бесподобны. Мама знает рецепты ещё уральских бабушек, уникально готовит гречку. Она такая вкусная, красивая, рассыпается, чувствуешь каждую греченку.
Поэтому я тоже хотел заниматься кулинарией и даже поступал на кулинарный факультет, но не получилось.
Сейчас родители придумали для меня новогоднее меню. Будут веганские голубцы, овощные салаты, запечённые овощи, фрукты и морепродукты.
Я хочу встретить Новый год, а потом чтобы мне дали комнатку и тишину, надо выспаться.