Первая железная дорога в Калуге была частной и приносила убытки

150 лет назад, 15 декабря (по старому стилю) 1874 года, в Калуге торжественно открыли первую железную дорогу.
Татьяна Светлова
20:00 13.12
0 6846

Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.

Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.

Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги.

150 лет назад, 15 декабря (по старому стилю) 1874 года, в Калуге торжественно открыли первую железную дорогу.

Это была Ряжско-Вяземская линия, которая шла 165 вёрст по территории нашей губернии: от Алексина через Ферзиково и Калугу – на Износки.

Большое событие

В 1866 году вопрос о строительстве железной дороги поднял Дмитрий Дмитриевич Гончаров (племянник Натальи Гончаровой, владелец Полотняного завода), он был гласным Медынского земства и понимал, что городу надо развиваться.  

Калужане добивались строительства железной дороги восемь лет. Губернатор обращался к императору. И 1870 году Александр II дал добро.

Когда железную дорогу открыли, для Калуги это было большим событием.

Собралось множество народу, приехал калужский губернатор Шевич, городской голова, предводитель дворянства.

Был совершен молебен с водоосвящением.

И калужане первое время ходили встречать поезда.

Движение по железной дороге было редким, и каждое прибытие поезда становилось праздником. 

Вокзал находился за путями (в советское время он был переоборудован в заводской цех). Иногда здесь собирался чуть ли не весь город. Состав подходил к перрону под аплодисменты, приезжающим дарили цветы.

Железная дорога была частной. К 1883 году Калуга уже принимала около 70 000 пассажиров и перевозила более 2 700 000 пудов грузов.

Станция находилась за городом, потому что в том время Калуга заканчивалась в районе Концертного зала и далее шли небольшие деревянные дома.

Когда появилась железная дорога, построили не только вокзал, но и главные мастерские, двухклассное училище для детей железнодорожников, железнодорожное училище.

Позже организовали в городе и отдельную Окскую железнодорожную ветку. Она шла от станции Калуга I к реке, так как в конце переулка Знаменского (ныне это улица Беляева) работал лесозавод.

В 1882 году она была закрыта из-за нерентабельности и разобрана. А в 1908 году её выстроили заново.

так выглядел первый железнодорожный вокзал в Калуге.
так выглядел первый железнодорожный вокзал в Калуге.

Дела нет никакого

Осенью 1875 года на Ряжско-Вяземскую железную дорогу устроился делопроизводителем писатель Глеб Успенский.

Проработал он здесь буквально пару месяцев, в письмах сетовал, что сидит без дела.

Успенский писал: «Только что кое-как устроился в Калуге…  Что Григорьев? Пусть бы он приезжал ко мне в Калугу отдохнуть - он бы нашел тут людей без водки и, право, хороших...

Пишу на лоскутке — ибо сижу в должности, — дела нет никакого, и меня совершенно не неволят. Занимаюсь покуда чтением романов….

Думаю, сделать так: на Рождество быть за границей, — а с весны перевезти семью прямо в деревню.

Можно близ Калуги, верстах в десяти, и от железной дороги верстах в двух, нанять отличное имение с землей, скотом: лошади, коровы, — рублей за 150 в год.

В доме мебель, словом, все нужное. Сам буду жить в Калуге и приезжать домой. Не знаю, состоится ли это. Ах, если бы мне так тихо пожить и одуматься, хоть бы до весны.

… На дворе мороз, праздник Казанской, мужичьи дровни, сани, священник несет за заднюю ногу живого поросенка, точно удав поймал какого-нибудь зверька и тащит его жрать. Все это мне теперь в охотку».

Отдали в казённое управление

Первая железная дорога оказалась неудобной, она была слишком длинной и извилистой, поэтому не выдерживала конкуренции.

Глеб Успенский писал: «…поезд пустой, со скоростью 40 верст в час, обязательно ходит два раза в сутки и приносит обществу чистый убыток в несколько тысяч рублей…

Я не понимаю, зачем дорога завела себя на белом свете». 

Грузов перевозилось мало, убытки росли. Через 15 лет после открытия Ряжско-Вяземская железная дорога перешла в казённое управление, а ещё через год была соединена с Ряжско-Моршанской и Моршанско-Сызранской.

И эту линию стали называть Сызрано-Вяземской. Её протяжённость была около 1250 верст.

К городу поезда Московско-Киево-Воронежской железной дороги подъезжали по Брянскому мосту.
К городу поезда Московско-Киево-Воронежской железной дороги подъезжали по Брянскому мосту.

Подъезжали по мосту

В 1899 году открывается движение по частной Московско-Киево-Воронежской железной дороге (Брянская линия).  И калужане просят провести ветку к городу.

В 1901 году по новой линии начинают ходить поезда. Калужане теперь могли ездить в Москву. Ранее в Москву ездили через Тулу.

В связи с открытием новой железнодорожной ветки в начале XX века строится новое здание вокзала. Он был призван обслуживать обе железные дороги - и Московско-Киево-Воронежскую, и Сызрано-Вяземскую.

Как один из важнейших объектов Калуги вокзал имел свою небольшую электростанцию (городская электростанция вступила в строй лишь в 1912 году).

К городу поезда Московско-Киево-Воронежской железной дороги подъезжали по Брянскому мосту, от которого сейчас остались только опоры между улицами Московская и Ленина. Мост был разобран в 60-е годы XX века. 

Лента настроения
23 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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