Жизнь хрущевок. Калужанка Саша Леонова рисует добрые картинки

У художницы необычный взгляд на городской пейзаж.
Татьяна Светлова
18:55 04.08
6 5546
Фото автора

На днях Саша Леонова (Чуракова) представила серию работ «Калужская летопись».

Она - о жизни домов, старых одноэтажных домиков частного сектора и панельных пятиэтажек калужских дворов.

Свои работы Саша называет добрыми картинками.

Типовые хрущевки на её рисунках не кажутся тоскливыми и неказистыми, они живые и совершенно разные по настроению. Художница здорово передает их характер, атмосферу.

Кто-то здесь живет сейчас, вешает спутниковые тарелки на пластиковое окно и пытается приспособить маленькие комнаты к современной жизни, а у кого-то хрущёвка ассоциируется с советским прошлым, с детством, с запахом бабушкиных пирогов, свистящим чайником на пятиметровой кухне, холодильником ЗиЛ, коврами на стенах и тусклым светом в подъезде.

Саша Леонова умеет увидеть на городских улицах детали, невидимые простым прохожим.
Саша Леонова умеет увидеть на городских улицах детали, невидимые простым прохожим.

- Если к хрущёвке относишься тепло, это передается и на картинках., - говорит Саша. –Когда ты рисуешь и хочешь подчеркнуть какие-то индивидуальные моменты, вглядываешься в окошки.

В каждом - своя жизнь: где-то готовят ужин, где-то ссорятся, где-то мирятся, с детьми играют. И шторки занавешены по-разному. Нет ничего одинакового, типового.

Рисует Саша линером и маркерами. Свой стиль называет сочетанием реализма и сюрреализма с гротескными преувеличением.

Говорит, что здесь эксперимент чистой воды, и линер оказался податливым для эксперимента. Работы получаются практически открыточными.

Когда Саша поступала в Союз художников в Москве, там долго всматривались в ее рисунки, говоря: «Да это вы принты привезли». Пришлось вскрывать работы и показывать следы маркеров.

Ул. Чехова.
Ул. Чехова.

Гуляя с детьми

Саша Леонова - коренная калужанка. Но художников в ее семье не было. Мама Саши – педагог в школе, папа закончил Бауманский, но 30 лет прослужил в армии, сейчас работает на заводе.

Рисовать ей нравилось с детства, поэтому родители отвели её в художественную школу.

А в обычной школе у Саши проявился интерес к точным наукам. И она выбрала физико-математическое направление. Училась хорошо, школу закончила с медалью. 

После школы она поступила в обнинский институт атомной энергетики, который закончила с красным дипломом. По профессии она графический дизайнер.

  После вуза Саша несколько лет работала на разных предприятиях, была и индивидуальным предпринимателем - занималась графическим дизайном. И всегда рисовала.

А городские зарисовки, которые вы видите, стала делать, гуляя с детьми. Их у художницы трое: старшей дочке Насте 12 лет, Маше – 4 года и младшему Ване всего пять месяцев.

А эти зарисовиа сделаны во времена ковида.
А эти зарисовиа сделаны во времена ковида.

- Работы выполнены линером и цветными маркерами, потому что это был самый ходовой материал, когда я гуляла с детьми. И я всегда работаю от деталей.

Для этого необходимо проявлять внимание ко всему, цепляться за мелочи. Например, увидела старушку, у которой пуговка висит. Я от этой детали и иду. В этих мелких характеристиках и кроется общая суть.

И у каждого места есть домовой, который мне помогает. Потому что, когда я прихожу в интересное для себя место, оно начинает раскрываться, начинают проявляться люди, которые там живут. И получается передать его характер. Людей на моих работах мало, но их присутствие – во всем.

«Становлюсь невидимой»

- Я не работала с элементами Калуги, которые принято считать достопримечательностями, знаковыми местами, - объясняет Саша. - Как правило, рисую на прогулках, и это близлежащие к моему дому места, например, ул. Стекольная.

Когда глаз зацепился за одну деталь, ищу другую рядом. И, если вижу, что их достаточно, чтобы построить композицию, беру альбомчик, ставлю коляску и - за работу.

Отдельная история – прохожие, местные жители. Кто-то моё внимание к объекту оценивает как угрожающее. Подбегали дети, спрашивали от лица родителей, что я тут делаю.

Когда рисовала дом на ул. Стекольной, подошли соседи, говорят: «Вот, дожили, уже описывают у них всё».

Ул. Стекольная. Линер, художественные маркеры.
Ул. Стекольная. Линер, художественные маркеры.

Иногда местные жители просят прислать фото рисунка. Как-то я взяла  маркеры, водрузила их на коляску, нашла интересное место, укрылась зонтиком, стою, рисую.

Владелец соседнего дома, кричит с третьего этажа: «Что ты там делаешь?» Я ему доходчиво объяснила. Он говорит: «Запиши мой телефон, нарисуешь, пришлешь».

Ещё я заметила, что иногда становлюсь невидимой для людей. Несколько раз работала на пл. Победы, так там меня сбивали велосипедисты, прохожие. Такое ощущение, что меня в этот момент на площади не было.

Место силы

На многих работах Саши главный объект - деревья.

- С деревом у меня своя история, - подтверждает художница. -  Люблю рассматривать деревья. В каждом городе они свои. Они характеризуют наш город.

И на моем рисунке не дерево у дома, а дом у дерева. Потому что через образ дерева видны хозяева, всё видно. У меня в рисунке к деревьям трепетное отношение.

Люблю прогуляться по лесу, потому что он позволяет проявить внимание к деталям.

Летом я в основном живу в деревне. Для меня это место силы. На одной из работ изображена моя деревня Холмы Перемышльского района, мое родовое гнездо, деревянные двери, которые открывали и закрывали мои предки.

И, когда соприкасаешься с этими дверьми, такое впечатление, что происходит рукопожатие с прадедами. 

«А на том берегу».
«А на том берегу».

«Люблю наблюдать за детскими рисунками»

Насте, старшей дочке Саши, сейчас больше интересен спорт – гимнастика, хотя она неплохо рисует, у нее здорово получаются характерные персонажи. Младшей дочке Маше пока нравится рисовать.

-  Я люблю наблюдать за детскими рисунками, детское творчество самобытное, - говорит Саша. - Я никогда не хотела его корректировать, потому что оно позволяет выявить какие-то психологические проблемы. И с художественной точки зрения рисунки выразительные.

Я заметила, что у детей на бессознательном уровне идёт переработка того, над чем ты работаешь, какие материалы, темы берешь. Старшая дочка возвращается к этим темам, по-своему их интерпретируя.

У меня была серия состояний: любовь, счастье, свобода, благодарность… И Настя эти темы взяла, но по-своему переработала.

Я сделала папку, где были мои рисунки и рядом – дочкины и для меня они были ценней. 

Первая персональная выставка Саши Леоновой
Первая персональная выставка Саши Леоновой

Сейчас у Саши Леоновой есть идея выпустить свои работы в виде открыток. Они хорошо смотрятся в маленьком формате 10х15, становятся уютными, их приятно держать в руках.

А пока выставку ее работ можно увидеть в  кофейне на перекрестке ул. Суворова и Московской.   

Лента настроения
33 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 6 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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