Чудом выживший

Ночь на 29 октября 1955 года стала одной из самых черных страниц в истории Военно-морского флота СССР. В гавани Севастополя взорвался и затонул флагман Черноморской эскадры линкор «Новороссийск».
Александр Фалалеев
10:44 27.06.2014
0 5728
Ночь на 29 октября 1955 года стала одной из самых черных страниц в истории Военно-морского флота СССР. В гавани Севастополя взорвался и затонул флагман Черноморской эскадры линкор «Новороссийск». Погибли более 600 моряков, четыре сотни из них приняли страшную смерть в задраенных отсеках перевернувшегося корабля. Причина катастрофы до сих пор остается загадкой.

Каждый год в последнее воскресенье октября калужанин Валентин Махорин приезжает в Севастополь, чтобы встретиться со своими сослуживцами, выжившими в страшной трагедии, разыгравшейся на линкоре «Новороссийск».

— Да, это стало для нас традицией, — говорит бравый 80‑летний старшина 2‑й статьи. — Правда, с каждым годом нас остается все меньше. Кого-то уже нет, кому-то здоровье не позволяет приехать. В 2013‑м на Графской пристани было всего 6 человек — непосредственных свидетелей той страшной ночи. Но приезжают родственники, дети, внуки.

— Валентин Павлович, как вы попали на «Новороссийск»?
— Вообще-то, моряком быть не собирался. После школы выучился на токаря. В военкомате сказал, что хочу в танковые вой­ска. Но мое мнение никого не интересовало, и я оказался в учебке ВМФ (задорно смеется). Тогда в морфлоте служили 5 лет, и я смирился с тем, что молодость пройдет в морских походах. Но, когда получил распределение на «Новороссийск», честно, расстроился. Нам была известна история линкора. К тому времени ему было 40 лет — древняя, устаревшая посудина, несмотря на угрожающий вид. А мне хотелось попасть на современный корабль.

Действительно, в 1955 году линкор «Новороссийск» особой боевой ценности не представлял. Построенный в 1911‑м в Италии, полученный СССР по репарациям бывший «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») по конструкции напоминал корабли, состоявшие на вооружении вероятных противников.

— Я даже несколько раз пытался с него списаться. Однако командир вместо этого отправил меня в школу старшин, и вскоре я уже вернулся на корабль командиром отделения арт-электриков ПУС (приборы управления стрельбой).

— Валентин Павлович, как вы теперь думаете, зачем Советскому Союзу после Второй мировой войны понадобилось участвовать в разделе флота фашистской Италии?
— Дело в том, что к тому времени мы уже имели атомную бомбу. Но пускового ракетного, торпедного ядерного оружия у нас еще не было. Только разрабатывалось. Решением могли стать морские крупнокалиберные пушки. И престарелый, но скоростной и маневренный итальянский линкор идеально подходил для этой цели. 320‑миллиметровые орудия главного калибра били на 32 километра, а вес снаряда мог доходить до 525 килограммов. Пока с 1953 по май 1955 года «Новороссийск» проходил модернизацию, советским военным заводам в срочном порядке заказали полный боекомплект — 1000 крупнокалиберных снарядов. Для орудий «Новороссийска» были изготовлены и тактические ядерные заряды мощностью 5 килотонн. К счастью, получить ядерное оружие мы не успели.

Продолжение читайте в свежем номере «Калужского перекрестка» от 25 июня на страницах №№30-31. PDF–версию вы можете приобрести по чисто символической цене на нашем сайте: «Купить номер за 5 рублей» (PDF–версии свежего номера становятся доступны для скачивания уже по вторникам – на день раньше бумажной версии).


Новости по тегу
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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