Ждать ли нам туристического бума?

Что мешает развитию въездного туризма в области и почему на этом не удается зарабатывать деньги? Корреспондент «Перекрестка» беседует с заместителем председателя рабочей группы по туризму минэкономразвития Виталием ГОРОХОВАТСКИМ.
15:04 28.08.2008
0 2892

Что мешает развитию въездного туризма в области и почему на этом не удается зарабатывать деньги? Корреспондент «Перекрестка» беседует с заместителем председателя рабочей группы по туризму минэкономразвития Виталием ГОРОХОВАТСКИМ.

Власть и бизнес должны стать партнерами
— Виталий Николаевич, известно, что уже во многих регионах въездной туризм является одним из основных источников пополнения бюджета. А у нас в области он развит слабо. Как вы считаете, почему это происходит?
— Для развития туризма власть должна создать выгодные условия. А это можно сделать следующим образом: инфраструктуру туризма (гостиницы, кемпинги, спортивно-оздоровительные комплексы, развлекательные заведения и др.) создавать как частные объекты, а за счет государства делать к ним базовую инфраструктуру (дороги, коммуникации, социальные объекты). В нашей области накоплен хороший опыт подготовки промышленных площадок и базовой инфраструктуры к ним. Его можно было бы перенести и в сферу туризма.
Кстати, подобный опыт уже имеется в других регионах. Например, в Тверской области создан самостоятельный орган — комитет по туризму области, а под эгидой агентства регионального развития создан механизм привлечения инвестиций в сферу туризма и мотивации инвесторов. Там разработан каталог инвестиционных возможностей и проектов в сфере туризма и целевая программа по возрождению тверских усадеб. Наверное, в Калужской области тоже можно разработать целевую программу, причем с привлечением внебюджетных источников для ее реализации, ведь иначе мы можем утратить уникальные объекты историко-культурного наследия, которые могут и должны быть существенным элементом инфраструктуры туризма.
В нашей области туризм на основе уникального историко-культурного наследия и природно-рекреационных ресурсов вполне способен стать стратегией устойчивого развития региона. Развитие туризма способствует увеличению объема инвестиций в экономику области, развитию смежных отраслей, увеличению валового регионального продукта, созданию новых рабочих мест, устойчивому развитию сельских территорий. У нас уже появились показательные примеры — Никола-Ленивец в Дзержинском и «Этномир» в Боровском районах, которые дали новый импульс развитию этих территорий. Они способствуют развитию народных промыслов, малого предпринимательства. Туризм может стать устойчивой базой для развития территории и со временем дать ей все необходимое.
Областная власть и местные администрации могли бы стать участниками-партнерами и оказывать поддержку таким проектам, проводя мероприятия по благоустройству этих территорий, подводя к ним все необходимые инженерные коммуникации, реализуя тем самым механизм частно-государственного партнерства.

Каждому району есть чем похвалиться
— То есть Калужская область может стать лидером в сфере въездного туризма среди других российских регионов?
— Конечно, и не просто занять достойное место, а стать одним из лидеров в ЦФО. Тем более, что у нас разработаны проекты создания мощных, перспективных туристических направлений.
Например, стратегический проект «Большое Золотое кольцо», включающий все соседние области вокруг столицы с их богатейшим ресурсным потенциалом и действительно образующий кольцо. Оно могло бы стать крупнейшим туристическим узлом России и, в свою очередь, создавать предпосылки для самостоятельного развития различных сегментов «Золотого кольца». Каждая из областей аналогично может дополнить этот проект какими-то своими уникальными брендами.
Например, калужский сегмент «Большого Золотого кольца», который получил название «Серебряная нить России», может быть сориентирован на культурно-познавательный, паломнический, культурно-деловой, водный, семейный, экстремальный, спортивный, корпоративный, сельский и другие виды туризма. В его рамки могли бы входить региональный культурно-туристско-рекреационный центр на базе усадебного комплекса «Ахлебинино» Перемышльского района, туристический комплекс «Золотой плес» и природный парк «Сергиевское» в Ферзиковском районе, парк развлечений «Тарусская сказка» и другие интересные культурно-исторические объекты. Маршруты по ним могут стать стратегическим направлением в сохранении и эффективном использовании объектов имеющегося у нас историко-культурного наследия.
Например, в том же Ахлебинине уже реализуется уникальный проект возрождения духа старинной дворянской усадьбы с манежем, с конюшнями, православным центром. В планах — организовать катание на корабликах по Оке, полеты на парапланах, воздушном шаре, на прудах поставить гостевые дома, восстановить церковь, народные промыслы. Можно создать отличную рекреационную зону для Калуги, которая уже в ближайшие годы значительно вырастет.
Таким образом, путем выделения в каждом муниципальном образовании туристско-рекреационной зоны, включенной в схему территориального планирования и развития малых городов, можно создать туристско-рекреационный кластер в социально-экономическом развитии региона. А уже на этой основе произвести региональное брендирование с выделением нескольких направлений. Ведь каждый район может сделать свой большой блок по туризму — и Таруса, и Козельск, и Перемышль, и Малоярославец, и другие. Просто они должны активнее вести эту работу.

По познавательным и развлекательным маршрутам
— А чем мы можем привлечь туристов к нам в область уже в ближайшее время?
— К продвижению туристического потенциала региона нужно подходить инновационно. А инновационный подход заключается в создании маршрутов и проектов, которые могли бы быть не только познавательными, но и увлекательными. Например, у нас есть задумка совместно с архитекторами из Никола-Ленивца устроить путешествие на плотах, которые участвовали в фестивале «Архстояние — 2008». Сейчас авторы со своими проектами находятся на биеннале в Венеции и достойно представляют калужский край на международном уровне. Поэтому мы договорились об осущест­влении нашего проекта в следующем году: плывем до Тарусы, а в лучшем случае — до Коломны. Проект обязательно привлечет к себе внимание.
Многие помнят старый фильм «Верные друзья» о путешествии по Москве-реке стариннх школьных товарищей. Можно по их примеру проплыть по Оке хотя бы до Тарусы — с приключениями, с остановками в усадьбах, раз в год устраивать такой праздник, организовывать фестиваль по ходу остановок.
А можно организовать на месте старинных усадеб поиск сокровищ, как в «Форте Байярд». Участники делятся на команды и едут, например, искать, в Бегичеве часы Пушкина, которые он там якобы потерял. Такие проекты будут интересны и участникам, и инвесторам.

Туризм вошел в число приоритетов
— Вы предполагаете, что реализация таких проектов в нашей области возможна?

— Недавно появилось специальное министерство туризма, спорта и молодежной политики, и это говорит о том, что туризм войдет в число приоритетов. И если есть понимание, что туризм — перспективное направление экономики, мне кажется, что в структуре нового министерства нужно создать дееспособное управление по туризму. Калуге необходима мощная структура в области туризма, которая могла бы направить все идеи в практическую плоскость.

Усадьба Панское в Малоярославецком районе может стать одним из туристических центров области.


кстати
Калужская область может принимать до 1 миллиона туристов в год.

справка «Перекрестка»
Калужская область располагает туристическими брендами российского и мирового значения — Боровск, Таруса, Полотняный Завод, ­Оптина Пустынь, национальный парк «Угра». На территории области расположено около 100 усадеб и парковых ­комплексов.

Автор: Андрей ГУСЕВ.
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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