Люди, вы где?

После того, как черновые результаты исследования кадрового рынка региона, проведенного «Бизнес-журналом», были отправлены на обработку, в редакции «Калужского Бизнес-журнала» раздался звонок. Один из респондентов, весьма известный и уважаемый в регионе предприниматель, поинтересовался, когда у нас будут готовы сводные данные, а на прощание заметил: «Надо вам было предусмотреть еще один вариант ответа — «Хуже некуда».
12:42 25.12.2008
0 2985

После того, как черновые результаты исследования кадрового рынка региона, проведенного «Бизнес-журналом», были отправлены на обработку, в редакции «Калужского Бизнес-журнала» раздался звонок. Один из респондентов, весьма известный и уважаемый в регионе предприниматель, поинтересовался, когда у нас будут готовы сводные данные, а на прощание заметил: «Надо вам было предусмотреть еще один вариант ответа — «Хуже некуда».

Обработка данных проведенного опроса показала: ситуация с кадрами для бизнеса в Калужской области, увы, далека от идеала. Однако независимые эксперты, которым мы предложили прокомментировать итоговые цифры, были сдержанно оптимистичны: могло быть и хуже.
Дефицит квалифицированных специалистов и рост их стоимости на рынке труда —  это ключевые факторы, сдерживающие развитие бизнеса. Вот почему серию регулярных опросов предпринимателей в рамках национального проекта «Рейтинг предпринимательского климата в регионах РФ», запущенного «Бизнес-журналом» при поддержке ИК «ФИНАМ», решено было начать с исследования именно этой проблемы. Сегодня мы готовы поделиться первыми результатами.
«Плохо». Такую оценку в целом поставили кадровому рынку Калужской области 65% респондентов. «Полагаю, скорее сложно, чем плохо — комментирует руководитель калужского офиса кадрового агентства Kelly Services Александр Лунев. — Размышляя о соответствии ожиданий работодателя и готовности кандидата, надо учитывать основные факторы, влияющие на принятие кандидатом решения прийти и остаться в данной компании. Кроме материальной компенсации (заработная плата, бонусы ) важен еще и имидж работодателя, карьерный рост и условия труда».
Но, может быть, в дефиците исключительно профессиональные управленцы, финансисты, юристы и айтишники? К сожалению, в сумме 87,5% опрошенных собственников и топ-менеджеров предприятий малого и среднего бизнеса назвали поиск представителей рабочих специальностей необходимой квалификации «трудной» (67%) и «очень трудной» (20%) задачей. Проще говоря, заполнить вакансии грамотными рабочими в регионе труднее, чем управленцами и линейным персоналом! Эти цифры подтверждают отрицательный тренд, о котором первыми заговорили представители производственных компаний: опытного и непьющего слесаря или токаря, способного эксплуатировать современное оборудование, не найти днем с огнем.

— Нас призывают обновлять основные фонды, и мы это делаем, — говорит генеральный директор одного из калужских предприятий. — Покупаем новые станки и роботизированные производственные линии. Нам нужны операторы и наладчики, которым можно доверить работу с дорогими станками. Но система профессионально-технического образования в стране полностью разрушена, зато вузы и колледжи тысячами выпускают пиарщиков. Ну что мне, PR-менеджеров ставить на линию штамповки прикажете?
Не лучше выглядит ситуация с поиском на рынке труда области менеджеров среднего звена и функциональных специалистов. 92% опрошенных оценили положение в этом сегменте как плохое (77%) или очень плохое (15%). Заполнение вакансий линейным персоналом выглядит на этом фоне относительно легкой задачей лишь для 17,5% респондентов. Впрочем, найти продавцов без всякой базовой подготовки можно. Однако таких работников еще нужно учить за счет компании. Тем временем, менеджеры торговых залов, имеющие за плечами пару лет работы в рознице, слишком часто меняют работу. В итоге рекрутинг по таким позициям становится постоянным — это проблема всех ритейлеров области.
На первый взгляд, странные итоги были получены после обработки данных, отражающих оценки представителей опрошенных компаний в части квалификации персонала. Так, 70% респондентов завили, что квалификация кадров, доступных на рынке труда Калужской области, их не устраивает (65%) или не устраивает решительно (5%). Но большинство (60%) весьма позитивно оценили квалификацию персонала в своих компаниях. Значит ли это, что качественные кадры удалось «зафиксировать» на рабочих местах, тогда как мигрирующий слой специалистов — человеческий капитал более низкого качества? Это старый психологический трюк. Попросите автомобилистов оценить общее качество современных автомобилей. Весьма вероятно, что они сочтут его недостаточным. Но следом поинтересуйтесь, довольны ли владельцы собственными машинами. Количество положительных ответов будет куда большим. Мало кто сознается даже самому себе, что купил ненадежный автомобиль. Так почему же мы ждем, что предприниматели даже в анонимных анкетах признают свой персонал низкосортным? На самом деле проблема качества рабочей силы в регионе стоит весьма остро, что убедительно подтверждают результаты исследования. Утешает только одно: это проблема национального масштаба.
Впрочем, поиск кадров на открытом рынке — лишь часть проблемы. Одновременно с заполнением вакансий большинству компаний приходится инвестировать все больше средств в поддержание трудового ресурса. Как показало проведенное исследование, издержки компаний области на переподготовку специалистов, повышение лояльности и предоставление соцпакетов работникам устойчиво растут. Большинство опрошенных руководителей признали, что бюджеты, направляемые на переподготовку и переобучение кадров (85%) и удержание персонала (87,5%), увеличиваются с той или иной скоростью.

— Вынуждена признать, что полученные «Калужским Бизнес-журналом» по итогам опроса оценки, вполне согласуются с субъективными оценками, как ни грустно это признавать. Квалификация кадров до сих пор оставляет желать лучшего, тогда как зарплатные ожидания кандидатов постоянно растут. То же самое происходит и с требованиями предоставлять все более объемный социальный пакет, — говорит директор кадрового агентства «Карьера» Екатерина Елендо. — Я много общаюсь со своими коллегами, возглавляющими кадровые направления известных компаний области, и все они в один голос говорят о тех же проблемах. Как бы то ни было, заполнение вакансий не «пустышками», а грамотными специалистами давно перестало напоминать легкую прогулку, как в девяностые годы, когда на некоторые позиции претендовали порой десятки соискателей, готовые на любые условия, лишь бы регулярно получать зарплату!
Для полноты картины следует упомянуть и об «утечке мозгов» из области (прежде всего, в направлении столицы). 65% опрошенных считают этот процесс постепенным, а 17,5% — быстро нарастающим. Все это объясняет и рост инвестиций, которые предприятия области вынуждены направлять на удержание персонала. «Москва вроде бы не так близко: каждый день ездить в столицу на работу готовы далеко не все. И все-таки гигантский мегаполис все больше напоминает огромный пылесос, выкачивающий из близлежащих регионов, — и в том числе из Калужской области, — лучших специалистов, — отметил один из респондентов-предпринимателей. — Понятно, что в силу вполне объективных причин малые и средние предприятия региона не способны предложить те условия, которые щедро обещают специалистам высокого уровня московские работодатели. Кроме того «зацепиться в Москве» — искренне желание многих амбициозных профессионалов. В общем, сплошные чеховские «Три сестры»: в Москву, в Москву!».
Другие характерные штрихи к портрету регионального рынка труда — полное (12,5%) или частичное (40%) несоответствие действующей в области системы подготовки и переподготовки кадров требованиям компаний, а также низкий уровень качества предлагаемых рекрутинговыми агентствами услуг по подбору руководящих кадров. Отрицательные оценки региональной индустрии executive search в совокупности дали более половины респондентов.
— Многие предприятия Калужской области переживают сегодня не только фазу экстенсивного, но и интенсивного роста. Многие собственники, начинавшие бизнес в 90-е годы, готовы передать оперативное управление своими компаниями наемным руководителям, способным оптимизировать управленческие структуры, перестроить бизнес-процессы, наладить регулярный менеджмент, — комментирует Яна Шайдецкая, директор по рекрутменту обособленного подразделения ООО «Анкор-менеджмент» в Калуге. — Однако действительно сильных топ-менеджеров в области можно пересчитать по пальцам, а акционеры берегут их от хедхантеров, кажется, лучше, чем информацию о собственных банковских счетах. Крутимся — как можем, ищем перспективных управленцев в соседних областях, но на все сто процентов «закрыть» этот дефицит не получается. Да это и невозможно: посмотрите, что творится в сегменте рекрутинга управляющих высшего и среднего звена в целом по стране!
Впрочем, есть и позитивные сдвиги, о которых свидетельствует проведенное «Калужским Бизнес-журналом» исследование. 60% предпринимателей и топ-менеджеров, принявших участие в опросе, отметили нарастание интереса работоспособных жителей региона к получению дополнительного образования (специального, бизнес-образования или второго высшего). И это важный сигнал: обратная связь все-таки работает, поскольку кандидаты на вакансии начинают трезво оценивать свои профессиональные кондиции и готовы вкладываться в повышение собственной квалификации. «В целом кандидаты на вакансии все лучше понимают, что просто так зарплату не платят. Опыт нашей работы в последние несколько лет показывает, что уровень социальной мобильности, в том числе и по части образования, в области нарастает. Наши земляки готовы не просто учиться и повышать свою квалификацию, но и вкладывать в обучение собственные средства, считая это одной из наиболее перспективных инвестиций», — подчеркивают в областном центре занятости.
И, главное, с незначительным перевесом участники рынка посчитали темпы роста зарплат в области относительно приемлемыми. Жаль только, что результирующий показатель лишь слегка выглянул за границы негативных результатов и балансирует на грани статистической погрешности.
Из восьми блоков проблем, связанных с ситуацией на рынке труда Калужской области, лишь по одному пункту предприниматели выставили положительную отметку. Это воспроизводство трудовых ресурсов в регионе (110 пунктов из 200 возможных). Тем временем, по остальным направлениям: динамика роста зарплат, положение на кадровом рынке в целом, квалификация и доступность персонала, инвестиции в переподготовку, отток трудовых ресурсов из области и качество предлагаемых профессиональных услуг в сфере рекрутинга, — пессимизм возобладал.
Через год в рамках проекта «Рейтинг предпринимательского климата в регионах РФ», «Калужский Бизнес-журнал» планирует провести вторую волну исследования, чтобы оценить динамику процессов на кадровом рынке области. Впрочем, быстрых и значительных улучшений эксперты ждать не советуют.
Человеческий капитал — весьма инерционный ресурс. И все же есть надежда, что консолидированные действия бизнеса, власти и представителей системы образования Калужской области, а также условия складывающегося экономического кризиса, позволят изменить ситуацию на рынке трудовых ресурсов региона в лучшую сторону.


Автор: Сергей ПРОХОРОВ.
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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