Автоград: новые возможности
Калуга с гордостью примеряет статус одного из четырех центров автопрома. Здесь строятся заводы трех мировых концернов. На круглом столе, организованном «Калужским Бизнес–журналом» совместно с еженедельником «АИФ–Калуга», обсуждены проблемы
и перспективы развития нового российского автограда.
и перспективы развития нового российского автограда.
Калуга с гордостью примеряет статус одного из четырех центров автопрома. Здесь строятся заводы трех мировых концернов. На круглом столе, организованном «Калужским Бизнес–журналом» совместно с еженедельником «АИФ–Калуга», обсуждены проблемы и перспективы развития нового российского автограда.
Калужская область по темпам экономического роста опережает многие российские регионы. Выгодное географическое положение, близость к Москве, развитая транспортная сеть создали для инвесторов очевидные выгоды: возможность локализовать производство, минимизировать затраты на перевозку комплектующих и доставку готовой продукции к месту сбыта. В Калугу уже пришли крупные иностранные производители, создавшие ядро автокластера. Причем, что немаловажно, у концернов есть общие поставщики комплектующих. Показателем для образования автокластера является тот факт, что только Volkswаgen и PSA Peugeot Citroen при выходе на полную проектную мощность, будут производить около 500 тысяч автомобилей ежегодно.
Территория автопрома
Начальник отдела сопровождения инвестиционных проектов минэкономразвития Калужской области Сергей Карленко отметил, что в основе регионального развития лежит кластерный подход как один из самых эффективных инструментов. Его использование позволит получить три основных преимущества: производственный подъем, образование новых региональных инвестиционных предложений или ниш, самоорганизацию вокруг всех форм бизнеса.
Наличие пяти индустриальных зон с готовой инфраструктурой позволяет инвестору — потенциальному участнику кластера — сделать свой выбор в пользу региона. Инвестору предлагается государственная поддержка — система льготного налогообложения, аналогичная свободной экономической зоне.
Одна из важнейших задач дальнейшего развития — завоевать лидерские позиции в формировании автокластера европейского уровня. Поэтому калужский регион позиционируется как территория автомобилестроения. Цель обозримого будущего — привлечение около двухсот компаний в сферу экономики. Всего областным правительством подписано более 30 инвестиционных соглашений, что позволит в течение трех лет реализовать проектов на 75 млрд рублей.
Какие сложности ожидают калужский регион? Представитель минэкономразвития отметил рост нагрузки на инженерную и транспортную инфраструктуру: «В течение четырех–пяти ближайших лет мы планируем вдвое увеличить энергетические мощности. На площади 3,5 тысячи га будет произведена индустриальная застройка. Что касается судьбы местной промышленности, то мы надеемся, что она будет интегрирована в новую структуру экономики».
Председатель комитета по экономике городской управы Калуги Алексей Ерохин заметил, что еще пять лет назад никто бы не поверил, что к нам придут такие крупные инвесторы. Задача властей — правильно распорядиться этими ресурсами. Инвестиционный портфель Калуги составляет 15,5 млрд рублей (52% объема инвестиций по области).
— Мы привлекаем не только крупных иностранных инвесторов, но и производителей автокомплектующих, — подчеркнул Алексей Ерохин. — За последние два года город совершенно по–иному взглянул на свой бюджет. О будущем нужно думать сегодня. В 2007 году принят генплан Калуги. Это позволило четко определить перспективы развития города. Решить, где и что строить. Точки роста автопрома потребовали активно развивать современную инфраструктуру: гостиницы, зоны общепита, детские сады и спорткомплексы. Поэтому при заключении новых инвестиционных контрактов часть социальных вопросов городские власти возлагают на плечи инвесторов, готовых строить новое жилье, отели, торговые центры. Нельзя забывать и о местной промышленности. Мы должны создавать необходимые условия и предоставлять преференции калужскому бизнесу.
Мнение о поддержке калужских товаропроизводителей разделил президент управляющей компании «Автоэлектроника», председатель правления Калужской ТПП Андрей Перчян: «Отрадно, что сегодня я наконец–то услышал о том, что власти собираются поддерживать местную промышленность. Наша компания осуществляет активную инвестиционную политику. На развитие в этом году направлено порядка 100 млн рублей. Рост производства в два раза — до 2 мдрд рублей. Это и рост налоговых поступлений в бюджеты соответственно. Активно развивается и «АВТЭЛ». На первом этапе стратегических инвесторов не интересовал местный машиностроительный бизнес. Это понятно. Иностранные автоконцерны работают по схеме крупноузловой сборки, существующей во всем мире. Сегодня наступает второй этап. Необходимо создавать целую сеть поставщиков автокомпонентов и локализовать производство. И на этом этапе в основном от калужских властей будет зависеть, будут ли интегрированы в этот процесс местные производители автокомпонентов. Три года назад мы уступили контрольный пакет «АВТЭЛа»
немецкому Siemens. В результате интеграции немцы получили готовую производственную площадку с профессиональным персоналом и менеджментом. При этом производительность труда персонала «АВТЭЛа» ничем не отличается от таковой у немецких коллег. Сегодня мы ведем переговоры с еще одним иностранным партнером о создании совместного предприятия. Однако вопрос стоит открыто: «Почему китайцы построили свою национальную автопромышленность с нуля, а у нас опять не хватает ума?» Поэтому либо власти создадут преференции для альянсов местного бизнеса с иностранными партнерами, либо калужане с многотысячными трудовыми коллективами останутся на обочине. Нужно думать не только о комфортных условиях для иностранных концернов, но и о своей региональной промышленности».
На взгляд Андрея Перчяна, способ интеграции местных игроков — это создание альянсов и совместных предприятий.
По словам руководителя департамента закупок ООО «Фольксваген Рус» Мирослава Власака, немцы внимательно изучили рынок, но не нашли даже 10% российских поставщиков, соответствующих требованиям. А вот калужский «АВТЭЛ» уже получил заказ от концерна. «У нас высокие стандарты к качеству продукции. В этом залог всемирного успеха брэнда VW», — подчеркнул он.
Эксперты сошлись во мнении, что никто не в праве диктовать иностранным предприятиям выбор поставщика автокомпонентов. В конечном счете, все решают качество и приемлемые сроки поставки продукции.
К сожалению, в числе 30 инвестиционных соглашений пока нет контрактов с калужскими товаропроизводителями. «Подписано только три контракта с российкими инвесторами, — уточнил директор ГУ «Агенства регионального развития Калужской области» Сергей Муляр. — Если южнокорейский Samsung ровно через год после закладки первого камня уже запустил производство, то российские проекты пока находятся в земле. Причем два проекта еще не утверждены. Если говорить об иностранных инвесторах как о поставщиках налогов, так они быстрее их принесут в бюджеты. Только завод «Фольксваген Рус» уже дал в областной бюджет 300 млн налогов. Планируется порядка миллиарда в год. Никто не отказывается от работы с российскими поставщиками. Проблема в отсутствии инициативы и умении работать так, как иностранные партнеры».
В поиске рабочих рук
Реализация крупнейших проектов в сфере автомобилестроения показала, что наиболее слабым звеном остается система профобразования.
По словам Сергея Карленко, региону предстоит преодолеть такую проблему, как отсутствие системы заказа со стороны экономики. Переориентация профобразования, подготовка специалистов требуют серьезных затрат, а соответственно — системы инвестирования в образовательный процесс. Необходимо обеспечить специалистами массовые конвейерные производства. Полутора–двух тысяч выпускников учебного центра подготовки и переподготовки специалистов для автопрома будет недостаточно. Поэтому, используя опыт Швеции и Франции, планируется создать на базе технических вузов три–четыре учебных центра. Готовится целевая областная программа для решения проблемы дефицита кадров. С притоком населения из других регионов необходимо активно развивать рынок жилой и коммерческой недвижимости.
Руководитель группы по работе с клиентами международного кадрового агентства Kelly Services CIS Нина Новичкова отметила, что основными факторами, влияющими на подбор персонала в любом регионе, являются: демографическая ситуация, количество действующих предприятий, наличие необходимых специалистов, их профессиональная подготовка, а также уровень заработной платы.
В Калужской области в последнее время наблюдается некоторый дефицит технических специалистов, связанный, в первую очередь, с возросшим спросом на подобный персонал. Ситуация объясняется притоком на автопромышленный рынок Калуги новых игроков, заинтересованных в качественных технических кадрах, однако существующие учебные заведения пока не способны обеспечить регион необходимым количеством профильных выпускников.
Вместе с тем необходимо учитывать, что студенты после окончания вузов зачастую ориентированы на трудоустройство в Москве, в результате чего наблюдается серьезный отток рабочей силы из региона.
Еще одним ключевым аспектом, влияющим на кадровый рынок в регионе, является уровень заработной платы. Агентство провело исследование условий рынка труда в ведущих промышленных городах России, включая Москву, Санкт–Петербург, Самару, Нижний Новгород, Казань, Новосибирск и Калугу. Сравнение уровня заработных плат показало, что оплата труда в Калуге в среднем в два раза ниже, чем в других автопромышленных городах. Так, например, калужский НR–менеджер получает 50%, ИТ–специалист — 54% от уровня питерского коллеги. Важно отметить, что владение иностранным языком значительно поднимает уровень заработной платы независимо от региона.
— Калужский регион привлекателен у инвесторов в плане подбора персонала; кроме того, наши специалисты отмечают, что в Калуге, в отличие от других городов, подобрать персонал пока легче. В целом ситуация на местном рынке труда более чем оптимистичная, — подчеркнула Нина Новичкова (Kelly Services).
По словам директора филиала международного кадрового агентства Adecco в Калуге Валерия Антипова, основные сложности регионального рынка труда — это дефицит кадров в связи с созданием большого количества рабочих мест, неконтролируемый рост зарплаты, что сводит на нет усилия по планированию бюджетов по оплате труда, завышенные зарплатные ожидания соискателей по сравнению с требованиями, предъявляемыми западными компаниями, дефицит квалифицированных рабочих, не готовых к интенсивному труду.
Численность населения региона — более миллиона жителей. Однако официально статус безработных получили только 4,3 тысячи человек, что составляет менее 0,8% экономически активного населения. Это самый низкий показатель в ЦФО. С другой стороны, город обладает очень хорошим образовательным потенциалом, здесь работает более 20 вузов и учебных заведений профтехобразования.
Безусловно, высокие темпы экономического развития коснулись и Калуги. Согласно данным отдела статистики, средняя зарплата в декабре 2006 года составляла 8 125 рублей. В январе 2008 года — 10 230 рублей. В августе — уже 15 145 рублей. Прирост с начала года составил 48%.
Сегодня в регионе реализуются инвестиционные проекты на сумму свыше 2 млрд евро. В январе–июле 2008 года инвестиции в основной капитал использованы в объеме 8 млрд 712 млн рублей (250 млн евро), что на 58,4% больше, чем в январе–июле 2007 года. На сегодняшний день в производстве открыто более 16 тысяч вакансий. Кроме непосредственно занятых в производстве, будут открываться также второстепенные рабочие места. На одну вакансию иностранного инвестора открывается две вакансии российского инвестора. В целом, планируется трудоустроить еще 32 тысячи человек. По прогнозу Adecco, к 2011 году откроется до 50 тысяч новых рабочих мест для высококвалифицированных рабочих (80%) и специалистов ИТР (20%).
Ключевые инвесторы выдвигают определенные требования к персоналу: знание иностранного языка, навыки в сфере информационных технологий, знание систем автоматизированного учета бизнес–процессов (ERP–системы: SAP, SCALA и др.), готовность к интенсивному рабочему процессу. «К сожалению, ожидания калужского соискателя — восьмичасовой рабочий день с 50% загрузкой в процессе работы при сохранении средней заработной платы по Калуге. В то время как ожидания западных компаний — 90% загрузка в течение рабочего процесса, регламентируемые перерывы, жесткая дисциплина и организация производства», — подчеркнул Валерий Антипов (Adecco).
По мнению специалистов рынка, региональная стратегия в сфере кадровых ресурсов должна решать тактические задачи. Необходимо привлечение персонала из отдаленных районов Калужской области. Предстоит более тесно работать с профессиональными и высшими учебными заведениями (концентрация на инженерно–техническом направлении, повышение качества образования в соответствии с западными стандартами). Среди стратегических задач — профессиональная ориентация населения путем социального маркетинга.
Доступный автомобиль
Новые иномарки стали доступны во многом благодаря именно простоте получения кредитных ресурсов. В прошлом году каждый второй автомобиль в России был куплен в кредит. В этом году автокредитами воспользуются чуть ли не две трети покупателей. В 2008 году отечественный рынок автокредитования вырастет на 60% и достингет 300 млрд долларов. Существуют различные совместные и федеральные программы, когда Автокаско имеет тариф на 1,5–2% ниже. Схемы банк–страховщик–автосалон уже отработаны и успешно действуют. В этой схеме страховщик несет ответственность как имущественных интересов страхователя, так и финансовых рисков банков.
Региональный рынок автострахования конкурентен и имеет высокую насыщенность. В Калуге осуществляют свою деятельность более двух десятков страховщиков, включая крупные компании (ТОП–10 отечественного рынка).
Директор калужского филиала ОСАО «Ингосстрах» Сергей Прокопович считает: «Локомотивом роста страхового рынка можно назвать ОСАГО и кредитное Автокаско, которые занимают существенную долю в портфеле страховых компаний».
Какие проблемы мешают развитию рынка? Тарифы по услуге ОСАГО не пересматривались с 2003 года. В следующем году вступят в силу изменения в законодательстве в части так называемого европротокола. При страховом случае до 25 тысяч рублей и участии двух транспортных средств без нанесения ущерба здоровью водителей ДТП будет оформляться на месте без участия ГИБДД. По неофициальным данным, на сегодняшний день до 20% выплат приходится на так называемых страховых мошенников. На взгляд страховщиков, прямое урегулирование убытков повысит риски страховых операций и многие компании могут сойти с дистанции.
Интересным сегментом рынка остается условно–добровольное, или кредитное Автокаско. «Однако у многих клиентов этот вид страхования еще воспринимается как навязанная банком услуга. Коэффициент пролонгации договоров снижается. Как правило, клиенты отказываются от страхования Автокаско сразу после выплаты кредита», — подчеркнул Сергей Прокопович («Ингосстрах»).
С другой стороны, в калужском регионе остро стоит проблема невозвратов автокредитов. По данным обнинского МДМ–Банка, эта цифра достигла 30%.
На круглом столе прозвучало, что еще 70% трудоспособного населения получает зарплату в конвертах. По мнению председателя правления калужского банка «Элита» Оксаны Помазковой, активное развитие услуг банковского автокредитования способствует тому, что легальная зарплата выходит из тени.
Директор калужского филиала страховой группы «УралСиб» Людмила Никишина отметила: «Калужане с каждым годом все активнее пользуются услугами страхования и ощущают выгоды. В свою очередь, самим страховщикам не мешало бы честно работать на рынке».
Участники круглого стола сошлись во мнении, что в период становления в Калуге нового автомобильного центра у каждого игрока рынка, крупного или малого, есть возможности для развития бизнеса, расширения клиентской сети. Важно адекватно оценить свои возможности и выстроить стратегию работы на рынке на долгосрочную перспективу. Как подчеркнул Алексей Ерохин, иностранные инвесторы задали стимул местному бизнесу, подняли планку. В конечном счете, успех всего региона будет зависеть от того, сумеет ли власть совместно с бизнесом воспользоваться шансом создать полноценный российский автоград.