Валерий Золотухин примерил мундир городничего
Народный артист России, хорошо известный по своим ролям в московском театре на Таганке и кино, сыграл в калужской драме роль городничего в знаменитой комедии Гоголя «Ревизор».
Естественно, первый вопрос к Валерию Сергеевичу был о его работе в нашем театре.
— Мое дело маленькое, — неожиданно ответил он. — Мы работаем, слава Богу, в согласии с режиссером. У меня нет отторжения того, что он предлагает. Я понимаю, что спектакль ставится отчасти на меня, зритель пойдет на столичного исполнителя, но должен заметить, что калужанин Сергей Лунин, второй исполнитель роли городничего, — хороший актер.
А моя основная сверхзадача — сыграть роль так, чтобы потом было не стыдно приезжать в ваш город и театр. Поэтому свой КПД я стараюсь использовать по максимуму.
От Бумбараша до вампира-отца
— Не тяготел ли над вами образ Бумбараша, которого вы блестяще в свое время сыграли в кино? Наверное, вас долгое время зрители воспринимали именно как этого персонажа, ставшего народным героем?
— Поначалу в кино у меня был этакий народный типаж. Ведь первая роль, которую я сыграл в кино в фильме «Пакет», уже из этого ряда. Затем я снялся в «Хозяине тайги», где сыграл сельского милиционера. И лишь потом был «Бумбараш», который укрепил это амплуа.
Конечно, такое клеймо тяготило. Когда Лев Кулиджанов принялся снимать «Преступление и наказание», я просился на роль Раскольникова. Но он пренебрежительно отмахнулся: «А, Золотухин, этот «милиционер»...». А я думаю, что смог бы сыграть Раскольникова!
От этого клейма меня избавил режиссер Михаил Швейцер. Я сыграл Моцарта в его экранизации «Маленьких трагедий» Пушкина. Уже здесь, в Калуге, я вспомнил одну из тогдашних рецензий и записал в своем дневнике (достает из сумки толстую тетрадь, исписанную мелким, но разборчивым почерком). Вот цитата: «Валерий Золотухин — убеждающая неожиданность. Пушкин показал гения обыкновенно-простодушным». Я выделил для себя выражение о простодушии. Это, кстати, для меня генеральная подсказка, как играть городничего.
— Ваши последние работы в кино, я имею в виду два «Дозора», тоже выбиваются из привычного ряда — вы сыграли вампира-отца…
— Не совсем согласен. В фильме ведь нигде напрямую не говорится, что это семья вампиров, об этом лишь в титрах упоминается. Это всего лишь необычная история.
— Кстати, а третий «Дозор» будет?
— Тут сложная ситуация. Права на экранизацию перекупили американцы. Но я думаю, что не нужно делать третий фильм, ни к чему это. Пусть останется некоторая недосказанность.
Пример заразителен
— Вы родом с Алтая, который дал России много замечательных людей: Шукшина, Распутина, Михаила Евдокимова. Вас в этот список тоже можно смело поставить. Видимо, есть что-то особенное в этих местах...
— Я, вообще-то, не сторонник неких аналитических привязок каких-то географических мест к числу родившихся на них талантов. Ведь их количество на один квадратный километр везде не очень велико — и в Москве, и в провинции. Но, видимо, пример Шукшина оказался таким заразительным. Другие старались за ним тянуться. Шукшин — это такая глыба, его лучшие рассказы смело можно поставить в один ряд с чеховскими.
— Вы ведь тоже попробовали себя в писательстве. К первой вашей книге повестей, которая вышла еще в 1978 году, предисловие написал Валентин Распутин…
— Да, я до сих пор его перечитываю иногда безотносительно к книге, потому что Валентин Сергеевич — мудрый человек.
«Не могу купить Шаламова»
— Где вас можно будет увидеть в ближайшее время на экране?
— Режиссер Николай Досталь, у которого я уже снимался в «Человеке с аккордеоном» — недооцененной, на мой взгляд, работе, делает телефильм по колымским рассказам Варлама Шаламова. Я исполняю в фильме роль фельдшера Пантюхова, человека, оказавшего большое влияние на жизнь писателя, которого можно поставить в один ряд с Солженицыным.
Возможно, после фильма и Шаламова нормально издадут. Я зашел в Калуге в книжный магазин, хотел его книгу купить, но не нашел.
Еще одна работа — в сериале «Полонез Кречинского» по трилогии Сухово-Кобылина. Я играю в нем управляющего имением. Фильм поставил Вадим Дубровицкий, которого больше знают как театрального продюсера. Это его первая режиссерская работа, но, на мой взгляд, крепкая.
В современной картине под рабочим названием «Папа Гамлета» у меня будет роль бизнесмена. Довольно интересный фильм получается, с элементами мистики.
Обычный рецепт
— Как вам удается в свои 65 лет все успевать и поддерживать такую хорошую форму?
— Какого-то особого секрета нет. Для меня своеобразный рецепт этого прост. Он включает четыре составляющих: молитва, утренняя зарядка, режим и любовь. Я думаю, в этом нет ничего необычного.
Андрей Гусев.
Фото Валерия Козьянина.