Тургенев в семейных трусах...

… был явлен на калужской сцене в день открытия Всероссийского фестиваля старейших театров России.
Владимир Карпов
15:23 22.09.2016
6 7319

… был явлен на калужской сцене в день открытия Всероссийского фестиваля старейших театров России.

Сей смелый поступок принадлежит художественному руководителю авторитетнейшего Ярославского драмтеатра Евгению Марчелли, поставившему пьесу Ивана Тургенева «Месяц в деревне».

Итак, 1850 год, лето в дворянской усадьбе. Тонкие чувства, изысканные манеры, роскошные платья и изящные сюртуки. Упоительная атмосфера влюбленности. Ага! Щас! Такой Тургенев не нужен режиссёру. Тонкость чувств Тургенева подменяется грубостью и чередой комических трюков. Трудно представить русских дворян хамовитыми в тех костюмах, которые они реально носили?

Долой сюртуки и платья! Оденем гувернёра в семейные панталоны и халат, а домашнего учителя — в майку-алкоголичку, помещицу милостиво обрядим в джинсы. Усадьбу и прилегающие окрестности пусть изображает унылая фанерная коробка. Современно, а чо! И вот ты уже в свободном от Тургенева полёте.

«Дерьмо!» — вскричал он и взмахнул ножом

Да, Иван Сергеевич был аристократом, и нужно, по идее, исходить из этого. А значит, его герои — цивилизованные люди. А цивилизованность означает прежде всего сдержанность во всём. Не то в спектакле Евгения Марчелли. Помещица Наталья Петровна (актриса Анастасия Светлова), влюблённая в студента-учителя, на протяжении всего спектакля пребывает в тяжёлой истерике. Временами она бьётся в конвульсиях, речь её становится невнятной. Тяжкое зрелище. Её сынишка, перемазанный грязью с ног до головы, с диким криком «Scheisse!» («дерьмо» — кто не знает немецкого) пытается перерезать ножом горло зазевавшемуся гостю. А чо, свежо и остро!

Интимную жизнь — на сцену!

Погружаясь в спектакль Евгения Марчелли, понимаешь, что интимные переживания героев кажутся режиссёру слишком пресными. И он добавляет остроты. Доктор Шпигельский (блестящая игра Юрия Круглова), хватанув спиртику из пузырька, откровенно и обстоятельно лапает помещицу. Благодарный смех части зрителей. Сеанс синхронного щупанья представляют учитель, воспитанница и служанка. Появившиеся вовремя рабочие сцены окатывают сладкую троицу водой из шлангов. Что-то напоминает. Ну конечно: разгневанные жильцы «хрущёвки» поливают с балкона разбушевавшуюся собачью свадьбу. Знай наших, ты, Тургенев! Но идём дальше.

Во втором акте на сцену выносят здоровенный диван-сексодром, на котором и разворачивается основное действие. Воспитанница Верочка (актриса Дарья Таран) стаскивает штаны с учителя (актёр Максим Подзин) и разваливается на диване в недвусмысленной позиции. Студент, со своей стороны, с размаху кидает на тот же предмет мебели помещицу и взбирается на неё, как альпинист на скалу. Входит муж. Атмосфера в зале накаляется. И вот уже кое-кто, пахнущий антрактной водочкой, смекает, что находится в родной атмосфере Comedy Club. Радостный смех сопровождается громкими, во весь голос, комментариями: «Гля, Коль, а вон и муженёк пришёл!». Ну, если Евгений Марчелли добивался того, чтобы приблизить Тургенева к уровню такого зрителя, он преуспел. Только это не Тургенев.

Тургенева не жалко!

От великого писателя не убудет. Иван Сергеевич относится к тем художникам, которые давно сами выбирают, кому они будут нравиться. Жалко зрителя, которому внушают, что так называемое современное прочтение классики возможно через цинизм и пошлость. И, чтобы заинтересоваться высоким искусством, нужно побывать на сеансе откровенного дурновкусия.

Мы прирастаем друзьями!

Один из них — коллектив Севастопольского русского драмтеатра, в гостях у которого калужская труппа уже успела побывать. Севастопольцы отметили 105-летний юбилей, тем самым вступив в клуб старейших театров страны. Наши поздравления!

Знакомство с калужскими зрителями прошло на ура. Давали спектакль «Тодасё» по рассказам А.П. Чехова в постановке Никиты Гриншпуна. Раннее творчество Чехова-студента — беспроигрышный материал для театра, который охотно использовали уже сто лет назад во МХАТе и в театральной студии Евгения Вахтангова. И севастопольские актёры показали, что Чехов живее всех живых. Зрители погрузились в жизнь самых обычных россиян, пусть и одетых несовременно (яркие и очень точные костюмы художников Ксении Шимановской и Натальи Лось), но таких узнаваемых в своих комических и не очень житейских неурядицах. Спектакль получился весёлым, добрым и очень человечным. Короткие сценки, написанные Антошей Чехонте (псевдоним молодого литератора) буквально на коленке и публиковавшиеся зачастую просто в газете, разворачиваются стремительно. Каждый актёр играет несколько ролей и делает это с неподдельным азартом. Режиссёр изобретательно выстраивает мизансцены. Так, в сценке «Который из трёх?» девицы различного возраста ловят женихов удочками, сачками и даже сетью, вызывая восторженный смех. А инсценировка рассказа «Налим» просто потрясла до колик и слёз. Откройте текст новеллы, повествующей о рыбалке, и представьте себе группу спортсменов в борцовках, которые, напряжённо пыхтя и переругиваясь, показывают класс греко-римской борьбы, со всеми её захватами, бросками и чем там ещё. Особенно благодарный отклик вызвала блестящая пластика артиста Александра Порываева в роли… налима.

За первым свиданием, надеемся, последует развитие отношений в виде гастролей.

Простите, но это не Шукшин

Разочаровал спектакль «Милые люди» по рассказам Василия Шукшина, поставленный в Оренбургском драмтеатре его художественным руководителем, народным артистом РФ Рифкатом Исрафиловым. Истории Шукшина представлены в виде серии развесёлых анекдотов. И вот в чём оренбургские актёры действительно сильны — так это в песнях и плясках. Великолепно исполнены народные и популярные советские песни, сольно и хором. По-настоящему зажигательны народные танцы. Только вот великий русский писатель не был весельчаком. Да, его герои, как он сам выражался, чудики. В их жизни действительно много нелепого. Однако главная интонация — пронзительность, не замеченная авторами спектакля. А ещё — философичность: мало кто из русских писателей так вдумчиво размышлял о смысле жизни. И эта сторона творчества Василия Макаровича, к сожалению, потерялась. Но возникло желание пересмотреть фильмы Шукшина «Ваш сын и брат» и «Живёт такой парень». Тоже результат!

Эта статья была опубликована в «Калужском перекрёстке» №38 от 21 сентября. PDF-версия доступна для скачивания в электронном архиве газеты.

Фото: Александр ФАЛАЛЕЕВ.


Новости по тегу
Лента настроения
1 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 6 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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