Текущие умы Калуги и умы утекающие из нее
Мечты о Нью-Васюках в их собственных региональных центрах не дают покоя уже не одному поколению провинциальных утопистов. И как бы не была оправдана данная ироническая отсылка к монологу Остапа Бендера, не менее оправданы и желания провинции пободаться хоть в чем-то с Москвой и Санкт-Петербургом.
Эти два Голиафа, давно затмевающие солнце десяткам Давидам на просторах нашей страны, исторически заняли право и приобрели нужную массу для притяжения и поглощения капитала и инвестиций - как денежных, так и мозговых. И если мне, официально не вкрутившиемуна заводе ни одной гайки и забывшему деление столбиком, не по силам провести экономический анализ для заводов и ферм, то помочь увидеть возможности для развития культуры и культурной жизни Калужского региона я все-таки посмею.
У врат столицы
Тезис «в Москве/в Питере лучше» продолжает стабильно обитать в сознании россиян. Причем не только у одних производителей или творцов, но и у самой публики или, выражаясь современно, потребителя.
Особенно ярко разницу и подтверждение для этого тезиса можно видеть в Калуге. Несмотря на все старания и руководства и местных пассионариев, наш город продолжает стоять тихой купеческой станцией у врат в мегаполисный шик нашей столицы.
Хвалить за модернизацию и облагораживание города мы сможем в любое время, но давайте вспомним, что одним облагораживанием дело не может ограничиваться, иначе все это грозит превратиться в красивый склеп для никого.
Стоит заметить, что было бы ошибочно приписывать мне попытки приравнивания Калуги к пошлому понятию «провинция». И всякому должно будет от этого понятия открещиваться обеими руками и всячески отдаляться от него.
Ключ к этому - процесс, который я бы обозначил как «приобретение регионального самосознания». Ведь если провинция - это замкнутый сам на себе придаток чего-то большего и пытающийся с этим большим соперничать, то регион - это самодостаточность в собственном культурном контексте.
Простыми словами - надо начинать мыслить шире установок а-ля «лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе».
У каждого регионального центра есть возможность стать колыбелью нового поколения музыкантов, архитекторов, поэтов, особенно у такого развитого и избалованного лучами славы Москвы как Калуга. Главное - держать руку на пульсе и не пускать «мозги» на самотек.
Стимул для инициатив
Но «мозгам» ведь и самим хочется пуститься во все тяжкие - если уж и не на покорение столиц, то, по крайней мере, на приобщение к их жизни и обучение. И если тысячи молодых специалистов и обретают свое место там, то что говорить о тех тысячах, которым пришлось или захотелось вернуться?
Может даже о тех, кто реально горит желанием развивать культурную жизнь в родном крае, максимум, что они могут сделать - это бродить по городу в поисках возможностей, параллельно заваривая кофе для посетителей кофеен и раз в год подрабатывая репетиторством.
Казалось бы, что такие вопросы не должны стоять остро в городе с Инновационным Культурным центром, со своим Колледжем Искусств, Танеевским училищем и несколькими театрами… однако они стоят.
От постановки вопроса мы переходим к ключевому, почти необъятному понятию - инициатива. От кого она должна исходить и до какой степени?
Здесь мы можем лишь положить начало осмыслению, первые позывы к шагам в нужную сторону. Ведь инициатива не должна идти сверху. И не снизу. Она должна идти со всех сторон одновременно и, соприкасаясь, работать друг от друга.
Поэтому данная статья - это вовсе не заругивание «денежных мешков» или чиновников и слова сочувствия для всеми брошенных творцов.
Процесс должен быть начат общими усилиями, усилиями каждого, кто хочет изменения ситуации. ИКЦ и прочие площадки не должны простаивать столько, сколько они, порой, простаивают, но и местные креаклы, особенно молодые, должны осознать, что их путь к месту под солнцем должны пройти именно они.
Также это должен быть процесс постоянно циркулирующий, а не фестивальный - когда события уходят и приходят хоть и стабильно, но стабильность эта стагнирующая, не несущая нужный заряд изменений.
Что делать?
Причины для оптимизма есть. Их даже больше, чем одна. У Калуги, как у центра собственного региона, есть потенциал. Его уют, удобное расположение и уже существующие места могут стать площадками для взращивания и поддержки новых волн творческих молодых людей.
Однако раздробленные островки инициатив должны слиться вместе. Старожилы должны выказывать интерес к новому, просто гореть им, а молодняк должен гореть деятельностью, направленной на развитие региональной культуры.
Запуск цикла с вовлечением всех - от мала до велика, где винтики в этой системе будут вести этот механизм вперед. Инвесторы и места должны стать более открытыми к собственным же - локальным - кадрам, а молодые пассионарии не должны ходить на ощупь в поисках реализации своего творчества и замыслов.
Нам пора перестать ждать снисхождения интересных проектов и событий из Москвы, а становиться генератором своих. Быть более открытым, более заинтересованным - этот призыв будет относиться ко всем участникам процесса культурной жизни Калуги.
Молодые да будут двигать старых, а старички да поддержат их.
Возможно, что задачи и цели, обозначенные мнойв данном тексте, покажутся слишком утопическими или размытыми, но покуда у меня есть руки и более-менее стабильно работающая голова, то тема не исчерпает себя только одной статьей.
И от сегодняшних размышлений курс наш становится хоть и не менее сложным, но более понятным:
Создавать события. Быть событием.
Буду рад вашим мнениям и предложениям к комментариях! Живая дискуссия - первый шаг к переменам.
Не несите только чушь. Про коммуникации никто реально не знает, т.к точных карт нет. Есть только карты со времен СССР, либо совсем новые, но зная как сейчас делают и строят, я не ручаюсь за точность карт, у нас склон музея делали тоже специалисты, на всю страну обо***сь. Деревья не нужно срубать, чтобы потом думать куда их сажать. Посмотрите на Калугу 1970-80 годов и теперь на лысое существо какое то безликое. Геноцид деревьев идет в Калуге очень давно, сначала деревья типо мешали жильцам зданий к примеру на ул. Кирова, потом проводам, а теперь сплошная златка ест деревья, примерно так же как и чума свиней, возникает неожиданно с приездом санитаров. А теперь получается чиновники молодцы, заботятся о гражданах и думают куда посадить, саженцы, которые будут расти до деревьев лет 15-20.
...