Имя силы - Пушкин
Есть в жизни вещи, которые тебя греют. Есть на земле места, которые называют места силы. У меня есть имя, которое меня греет и даёт силы, и вдохновляет, и примиряет с жизнью – и это имя Пушкин.
Когда мне было пять лет, я с упоением декламировала:
Что ты ржёшь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызёшь своих удил?
Кто такой чепрак, почему сбруя должна быть красной, что за враг вдруг появится и чьей кожей он покроет чьи бока, – я ничего не понимала. Но я читала и читала эти стихи, как будто в тумане узнавая знакомые очертания того, что ты раньше точно и видел и знал.
В первых классах моим любимым стихотворением стало стихотвторение Лермонтова «На смерть поэта». Ещё даже не зная, отчего погиб Пушкин, я буквально плакала над его несчастной судьбой, которая в моём детском воображении слилась с судьбою ретивого коня, чьё гулянье в поле было таким не долгим, таким мимолётным.
Пушкин был первым, кто показал мне глубокую трагичность этого мира ещё тогда, когда самым большим несчастьем было, что подружку не выпустили гулять или взбучка от мамы за лазанье по деревьям. Он подготовил меня в жизни к тому, о чём предупреждал Лермонтов – и к мести врагов, и к клевете друзей, ко всему – «чем я обманут в жизни был…»
А лет восемь назад в моей жизни стала собираться как-то само собой моя первая и единственная в жизни личная коллекция – Пушкинская.
Всё началось опять же с трагичного момента: друзья мои заболели и совместная наша поездка на Волошинский фестиваль в Коктебель сорвалась. Вместо того, чтобы наслаждаться задушевной приятельской беседой, я в глухом одиночестве бродила в Крыму по берегу моря и унывала. Море было холодным, ветер был колким, а все люди – чужими.
Там на берегу я заметила продавца игрушек и от нечего делать пошла поглазеть на деревянных раскрашенных кошек и зайчиков, которые смешно поднимают лапки, когда их дёргают за верёвочку. И вдруг среди них мелкнула знакомая фигура, цилиндр, крылатка – вот же он – Пушкин! Я обрадовалась ему, как родному, как настоящему. В тот вечер, повесив его на гвоздик перед кроватью, я то и дело дёргала за верёвочку и безмятежно и глупо улыбалась, когда он поднимал руки, как будто посылая мне свой привет: «Ничего, мол, держись! Будет и на нашей улице праздник!»
Эта игрушка и стала первым экспонатом моей ныне небольшой, но оригинальной коллекции.
Сразу скажу – мне не интересны просто портреты с Пушкиным или статуэтки. Мне хочется увидеть что-то необычное – а именно, как имя, личность и внешность Пушкина преломляется в народном сознании, потому что иногда это весьма необычно.
Например, в моей коллекции есть книга, привезённая мне из Петербурга моим другом Максимом Ляпуновым, которая называется «НЕВПОЛНЪ ДОСТОВЪРНЫЙ ПОРТРЕТЪ МОЛОДОГО ПУШКИНА». Она выпущена усилиями и талантами тридцати восьми художников и десяти поэтов в издательстве «Красный матрос». Там стихи и портреты «Александра Сергеевича», исполнены вышеозначенными людьми. У каждого из них оказался СВОЙ ПУШКИН.
Есть у меня книга московских легенд «Про Пушкина и др.», записанных Евгением Барановым. Есть Пушкин на камне, Пушкин на чашках.
А вот недавно у меня появился ещё один любопытный экземпляр – повесть Пушкина «Капитанская дочка», вышедшая в Индии, перевод с английского на язык каннада. Эту книгу мне прислал директор департамента культуры и переводчик, очень любящий русскую культуру и русский язык житель города Тумкур Нандиш Вк. Вот она. Посмотрите на эти письмена и проникнитесь Пушкинским духом. По-моему – очень красиво.
Язык каннада относится к дравидийской семье языков Индийского субконтинента. История этого языка покрыта туманом. Однако, некоторые исследователи выдвигают гипотезы о дальнем родстве этого языка с уральскими и алтайскими языками.
Я, конечно, не исследователь, но вязь языка каннада мне чем-то напомнила нашу забытую глаголицу.
Впрочем, главное, что я хотела сказать – если вы знаете, чем оригинальным можно пополнить мою Пушкинскую коллекцию (рисунками, поделками и пр.), пожалуйста, сообщите. Буду очень рада.
Ах, да! Забыла ещё об одном экспонате. Это когда-то давно слепил мой сын на школьных уроках. Произведение называется «Пушкин и Дантес». Видно, ему тоже было тяжело переживать трагический поворот жизни поэта и так хотелось бы, чтобы все недоумения закончились дружескими объятиями.
Ещё несколько экспонатов:
На фото и видео отчетливо видно, что дерево давно уже "сухостой" и его не трогали. Зато живые деревья с легкостью уничтожаются по всем улицам города (якобы их структуру повредила изумру́дная узкоте́лая зла́тка), потому что это улица не интересна в перспективе обустройства платной парковки, судя по-всему...
...