Испортил ли Маяковский Красовского: заглянем в новую книгу калужского актёра и поэта
Многие любят отгадывать кроссворды: слово из семи букв по горизонтали, слово из пяти букв по вертикали…
Но гораздо любопытнее разгадывать стихи.
В них не только слова – в них и вкус, и цвет, и главное – ощущения, те самые ощущения, которые ты собираешь по жизни и складываешь в баночку памяти, как в жестяную коробочку сушёные лепестки розы (потом достал, бросил в чай, и они распустились и заблагоухали).
Только бывает, ты эту коробочку куда-то так далеко положил, и ключик от неё потерялся, что уже и не помнишь, как в детстве пахнут сосульки, каким звуком скрипит морозный снежок, как наполняется ароматом радости и смолы только что внесённая в комнату ёлка.
А потом вдруг однажды открываешь книгу со стихами, например, только что выпущенную в свет, например, Игоря КРАСОВСКОГО* и понимаешь – вот же он ключик к твоей жестяной баночке.
Занавески в горошек лениво колышутся – шшухх…
Под ветреный шёпот о благоприятной погоде,
Под таканье ходиков, под жу-жужжание мух
Под низкое «му-у-у» со двора растекается полдень…
И у тебя когда-то тоже была такая картинка, и занавески в горошек, и мухи, и лето без конца. Мгновенье остановилось и оно прекрасно. Всего четыре строки, а ты уже наполнен впечатлениями, и, может быть, даже нужно на несколько минут отложить книгу, чтобы дать этим листочкам в чае распуститься до конца. Подождать до момента, пока любопытство не погонит тебя дальше – что там у автора?
… Здесь во мне травовед
Доморощенный заговорил, здесь я знаю так мало
О том, сколько вёдер в колодце (не сколько воды,
А сколько вёдер); о том, где – в хлеву или в хлеве? –
Довольное сено жуётся…
Заметьте, какая странная манера у автора – мог бы поступить профессионально – полезть в словарь, найти правильную норму, подредактировать – в хлеву или хлеве? – а не заставлять читателя сомневаться вместе с собой. Но он этого не делает нарочно. И этот небрежный литературный приём заставляет нас ему поверить, что он точно в деревне, на выселках где-нибудь, и словарь Даля или компьютер со всеми интернет-словарями у него вовсе не под рукой.
Надо сказать, это стихотворение для Игоря Красовского, живущего и работающего в Калуге, не характерно. Вообще-то в своих стихах он – типичный урбанист, дитя перестройки с неприютным, без всяких прикрас, взглядом на серые городские пейзажи, усталые лица народа в общественном транспорте. Его стихи наполнены звуками автомобильных гудков, запахами жидкого асфальта, опавшими листьями на загаженных собачьих площадках – словом всем тем, что мы видим вокруг каждый день и что я лично стараюсь не собирать в свои прекрасные воспоминания. Чай из них будет крепок, и вкус его будет отдавать запахом половых тряпок или заплёванного бетона.
Проводятся ремонтные работы
Во всём подъезде красочная вонь
Побелкой перемазаны пролёты
И клетки лестничные
Выпачкал ладонь
Плечо
Рукав…
Ага, без знаков препинания. Дань современной литературной моде или просто лень расставлять? Кто-то из калужской литературной братии сказал «Красовского испортил Маяковский». А что – интересное наблюдение. Испортил – не испортил, вопрос спорный, а помните горлана-главаря, например, «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру»:
Вода в кране — холодная крайне.
Кран другой не тронешь рукой.
Можешь холодной мыть хохол,
горячей — пот пор.
На кране одном написано: «Хол.»,
на кране другом — «Гор.».
Только эпоха другая, нет в ней натужного энтузиазма, скорее – усталость и раздражение.
Сверлибр за стенкой громок и бестактен
Опять заехали какие-то стучать
Передвигать свои шкафы кровати
С детьми орущими на детском по ночам
Сейчас они топочут
Участковый
Не принимает мер
Не принимает мер…
«Ворча» (монолог моего соседа)
Вот она головоломочка – слово по вертикали, слово по горизонтали – стучать. Когда оно, вставленное в свою клеточку, принимает двойной смысл, двоится и становится объемным: заехали стучать, стучать.
Знаете, как он назвал свою книгу? «Опыты». Ни много, ни мало – как Монтень. И поставил эпиграф многое объясняющий: «Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни». Я бы под этими строками написала – Андрей Платонов, ан нет – это сказал Лев Толстой.
В общем, философская книжица, для любителей литературных головоломок. И стиль у автора не прост, и ритм трудный, пока вчитаешься, пока слова свяжешь, пока продерёшься сквозь диссонансные рифмы… Нет бы написать прозрачно, как Пушкин. Как-то бы попоэтичнее, полиричнее что ли…
Только поэт всегда – так или иначе – отражение эпохи. А она у нас – не поэтичная. И я пока не знаю другого поэта, который бы точнее написал о проблемах компьютерного поколения и одиночества в сети. Эти стихи из другой книги, но из той же чернильницы. И, когда я читаю их, у меня перехватывает дыхание, потому что это очень больно и очень точно.
Game over
Подойди к сироте, расскажи сироте,
Как ты в летнем лагере к мамке хотел,
Скучал по любимой приставке своей.
Хотя, впрочем, откуда он знает о ней?
Как забытый в деревне 7 дней ждал отца,
Наблюдательный пункт сколотив у крыльца,
Пел – «пусть папа услышит, пусть папа придет».
Ты его понимаешь, он тоже поймет.
К старику подойди, расскажи старику,
Что и ты на своем пусть недлинном веку
Повидал целый мир и не только людской,
Как ты орков рубал за эльфийской рекой,
Как спасал Вашингтон, выбиваясь из сил,
Как потом в World of Tanks вражьи танки давил,
Заслужив за тот бой золотую звезду,
Пусть не в 42-ом - в позапрошлом году.
Подойди к инвалиду, ему расскажи
Про свою тоже крайне тяжелую жизнь,
Что она по-другому сложиться могла б…
Только ты с ранних лет был физически слаб
И беспомощен, часто болел ОРВИ
По весне, забывая про коньюктивит,
Просматривал ленту чужих новостей,
Ненавидя весну и здоровых детей.
Помолчи и в молчании скорбном постой
Там, где лежит друг придуманный твой.
На 10-ом участке, на необжитом,
Покоится, под кривоватым крестом.
Вы, возможно, могли бы дружить по сети…
Он уже не грустит, ну а ты погрусти.
И спроси, поправляя упавший венок;
- Кто тебе сохраниться и выйти помог?
*ИГОРЬ КРАСОВСКИЙ - поэт, член Союза российских писателей, выпускник Московского литературного института им. А.М.Горького, актёр-кукловод, организатор музыкально-поэтического марафона «ПОСЛУШАЙТЕ!», лауреат Калужской областной премии имени М. Цветаевой.