Барятино: не грех свалиться с колокольни – ты видел всё!
Когда я только-только приступил к работе в Тарусе – необходимо было объехать все сельские поселения. В первую очередь – центральные усадьбы. И всё у меня не получалось доехать до Рощи и Барятино. Они в одной стороне, на одной дороге. Барятино чуть ближе, Роща чуть дальше. Связаны они именами Голицыных и Горчаковых.
Среди моих церемониальных обязанностей не только встреча послов наших партнеров, но и отдание последних почестей ветеранам боевых действий. Такой вот скорбный повод и привел меня впервые в Барятино. Поэтому знакомство с этим прекрасным местом я начал с кладбища. Темы Великой Отечественной войны я еще обязательно коснусь, а пока… Пока Барятино.
Чем примечательно село Барятино? Хорошо сохранившимся усадебным комплексом Горчаковых, какой-то особой барятинской энергетикой и замечательным главой администрации Гануленко Валентиной Ивановной.
Валентина Ивановна светлый, открытый и неутомимый человек. У главы администрации сельского поселения очень много работы, проблем и забот. А она умудряется еще вести личное хозяйство, проводить крупномасштабные субботники, поднимая на них не только местных жителей, но и московских дачников. И при всем при этом сохранять бодрость духа и оптимизм.
Сейчас я уже являюсь куратором СП «Село Барятино», но и прежде я часто приезжал туда с разного рода комиссиями. То мы принимали школу, то осматривали клуб, то обновляли реестр памятников культурного наследия, то привозили калужских школьников в рамках проекта «Гуманитарная школа». В общем, много там насмотрено и нахожено…
Но пока расскажу про усадебный комплекс.
Главный дом комплекса сохранился, конечно, только благодаря тому, что в нем сделали школу. Сейчас в ней обучается 44 человека – для приехавших сюда ребят из калужской школы №45, что на Правом берегу, это было шоком. У них-то 2000.
При приемке школы мы с коллегами из Управления по защите объектов культурного наследия и фонда «Тарусское наследие», который с 2019 года занимается сохранением этого самого наследия, тщательно осмотрели здание «с ног до головы». Поражает, конечно, что предки наши были весьма искусны в проектировании и стройке, поражает подбор и сохранность материалов.
Подвалы меня не так впечатлили, как чердак с огромными лиственничными (скорее всего) балками, которые уж столько пережили – точно переживут и меня.
Говорят, что от дома к Успенской церкви вел даже подземный ход.
Валентина Ивановна проделала массу работы, вместе с жителями Барятино был прочищен усадебный парк. Теперь всячески помогает школе.
Мы пытаемся преодолеть отрезанность барятинских школьников от цивилизации. Правда, совместно с Управлением образования города Калуги нам пока удалось запустить только один проект. Но останавливаться не будем…
Странно, но из всего ансамбля Барятинской усадьбы меня больше всего поражает амбар. Истинное величие наших предков я почувствовал, находясь именно в нем. Поражает его сохранность. А после того как местные жители совместно с фондом «Тарусское наследие» навели в амбаре порядок – можно хоть завтра засыпать в него зерно.
Шутки шутками, а вот, например, на Кипре в подобных местах создают тематические музеи, за посещение которых, кстати, берут деньги: дескать, посмотрите, как жили простые киприоты сто лет назад. Есть чему поучиться.
Очень интересная штука в амбаре – подвалы. Когда мы лазали по ним с экспертом управления по охране объектов культурного наследия Леонидом Игоревичем Нестеровым, мы, не сговариваясь, поймали себя на одной и той же мысли: не страшно...
При любой удобной возможности я стараюсь обследовать интересные архитектурные объекты. Занесло меня как-то и в усадьбу Павлищев Бор. Забраться в дом можно было только через подвал, попрощавшись до времени (а вдруг навсегда!) с тёплым приветливым солнышком и погрузившись во мрак и натуральный могильный холод. Густая подвальная тьма сразу же съедает тоненький свет фонарика и как бы водружает на твои плечи всю огромную махину дома. И он давит на тебя.
Мрак опутывает, становится осязаемым, связывает ноги, садится на плечи. Проникает внутрь тебя и вытесняет всю радость. Просто выдавливает солнце изнутри тебя. Хочется развернуться и бежать к свету – и только волевым усилием ты заставляешь себя двигаться вперёд. Стена. Надо ее обойти. На ощупь крадешься вдоль неё. А предательское воображение рисует картины из всех фильмов ужасов вместе взятых. Поворот. Делаешь шаг, а там... лестница вверх. Никогда я так не радовался лестницам!..
…Вот и вспомнили мы с Леонидом подвал Павлищева Бора.
Но в барятинской усадьбе всё не так. Удивительно светло, легко и совсем не страшно. Даже когда забираешься на колокольню Успенской церкви. Колокольня открытая, и лестница там без перил, и голова кружится, и вообще там – здравствуй, орнитоз. Но когда взбираешься на один из ярусов – перед тобой вдруг открывается большой купол во всем своём величии и понимаешь, что теперь не грех и свалиться – ты видел всё.
И – маленькие фото-бонусы: