Взрослый балет по детской сказке: в поисках Кая или рая?
С появлением ребёнка многие тексты открываешь для себя заново. Какие-то оказываются проходными, иные цепляют за душу острее, чем это было в твоём детстве или отрочестве.
«Снежную Королеву» я любила всегда. В школе даже стихи какие-то на эту тему писала: о маленькой разбойнице (она казалась самым ярким персонажем), о царстве холода и снега.
Став старше, нередко вспоминала эту удивительную историю. Только уже в контексте любви. Герда стала казаться более интересным персонажем. Но первенство заняла Снежная Королева – царственная и красивая.
И вот однажды поймала себя на том, что история этой сказки гораздо глубже, шире и многограннее. Путь Герды – путь любви и самопожертвования – стал центральным объектом моих размышлений. Однажды открылось: это ведь сказка не просто о романтических чувствах, это невероятная история борьбы добра и зла, что вершится на Земле со времён её сотворения. Путь веры, в конце концов. Вот это библейское – по вере вашей дано вам будет. И речь, в общем-то, не о религии, я не хочу здесь делать акцент на церковности. Я о той вере, которая управляет нами, когда мы свято её придерживаемся или отступаемся от неё.
И при этом «Снежная королева», конечно, о любви. О любви опять же жертвенной, безусловной, когда «Я Вас люблю, но причём здесь Вы». Главное, что во мне. Тебя обдают ледяным холодом, а ты в ответ: всё равно люблю. Дрожащими руками раздвигаю метели, босыми ногами ступаю по ледяному полу царицы равнодушия и борюсь за свою Вечность.
Почему я вспомнила об этой сказке? Да просто на днях посмотрела постановку калужского Инновационного театра балета. Это удивительный микс из поэзии, музыки, танца. В качестве усиления – видео-инсталляции, которые ещё сильнее погружают в атмосферу борьбы и поиска.
История, знакомая с детства. И всё же – совершенно новая. Другой текст – стихи его усиливают… И перед нами не просто спектакль, а, повторю, микс, или, как сейчас принято говорить, коллаборация из актёрской читки и прочих художественных форм. Одно усиливает другое.
Постановка идёт час, но ты его не замечаешь. Где-то волнуешься, где-то улыбаешься (например, когда Ворон вдруг начинает читать рэп, разбавляя «Времена года» неожиданной современностью).
Во время просмотра я невольно задумывалась: а если убрать что-то – музыку или видео и текст? Будет ли полноценно звучать история? Зачем мы в современном мире всё чаще обращаемся к таким вот формам? Ведь можно поставить хореографическую постановку? Или просто спектакль – традиционный, где всё расписано по ролям. Можно. Но ведь можно и так. И эта конфигурация мне кажется удивительно органичной и ёмкой. Вот затихает музыка и танец, зато усиливается текст. А здесь, напротив – слова уходят в тень, но высветляются фигуры танцующих. Или вдруг на экране вспыхивают сотни звёзд, и ты будто оказываешься в невесомости – и слово вечность начинает звучать ярче, сильнее, объёмнее.
Постановка не премьерная, успела настояться. Зал при этом практически полный. В основном молодёжь. Кто-то держит в руках цветы. И ты вспоминаешь: весна близко. Лёд скоро непременно растает. Если ты продолжишь идти.
Философия, выраженная в танце. Меня зацепило. В субботу 29 февраля артисты Инновационного театра балета покажут ещё одну программу. Кто-то уже успел её посмотреть. Я пока нет. Но очень хочу. В последний день зимы – ещё одна история о добре и зле, живущей в каждой душе. О той тени, что непременно прячется за самой солнечной улыбкой.
Фото автора.
На фото и видео отчетливо видно, что дерево давно уже "сухостой" и его не трогали. Зато живые деревья с легкостью уничтожаются по всем улицам города (якобы их структуру повредила изумру́дная узкоте́лая зла́тка), потому что это улица не интересна в перспективе обустройства платной парковки, судя по-всему...
...