О названиях улиц
«Кто не знает своего прошлого у того нет будущего». Попытка отыскать первоисточник ничем не увенчалась. Кто приписывает ее Василию Ключевскому (я у него ничего подобного не припомню, да и вообще, это не вполне в стиле его произведений), кто-то – Уинстону Черчиллю (ну, ему вообще все крылатые фразы приписывают). А кто-то вообще говорит, что это китайская мудрость.
Парафразы тоже доставляют. Тут и «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего» и «Народ, который не знает своего прошлого, не достоин своего будущего». Что, согласитесь, не совсем одно и то же. Но такая незаурядная популярность говорит об одном: историю своего народа знать непременно надо.
Иначе – страшная история про манкуртов, описанная Чингизом Айтматовым. Самое прикольное тут то, что про манкуртов все знают, а вот то, что киргизский писатель все это сам придумал и само слово это сочинил – не подозревают. Вот вам и знание истории.
Но, по сути, конечно, все так. История - важнейший элемент духовной культуры народа. Поддерживается она разными способами, в том числе названиями улиц.
Главная улица Калуги названа… вы сами знаете, как она названа. В аккурат сегодня на сайте «Радио Свобода» появилась статья Виктора Резункова «Спустя 80 лет после убийства Сергея Кирова раскрыты практически все тайны этого преступления». Историк со средним медицинским образованием описывает достижения этого товарища таким образом:
Сергей Киров, входивший в состав "тройки" Ленинградской области по рассмотрению дел о повстанчестве и контрреволюции с правом вынесения расстрельного приговора, … на совести которого сотни, если не тысячи загубленных жизней. Только в 1919 году он … руководил расстрелом рабочих-красноармейцев во время контрреволюционного мятежа; по его приказу расстреляли крестный ход в прославление святого Иосифа Астраханского; он курировал арест и расстрел митрополита Астраханского Митрофана и епископа Леонтия.
Впрочем, калужские святые отцы, равно как и рабочие, ничего против названия центральной улицы не имеют.
А взять другую улицу – Николая Кибальчича. Этого парня повесили в апреле 1881 года. Талантливый физик и химик, он направил свои способности немного не в то русло. Он изобрел и непосредственно сделал ручные бомбы, которыми подорвали императора Александра Второго.
Говоря современным языком Кибальчич – классический террорист. В наше время ему бы за такое «изобретение» максимальный срок дали – только потому, что расстрел отменен, чтобы угодить европейцам.
Или взять другую калужскую улицу – Ивана Болотникова. С этим персонажем обошлись еще жестче – ослепили и утопили в проруби. Но и сам он был не подарок. В современной терминологии –сепаратист, лидер крупной ОПГ.
Еще один знаменитый террорист в списке калужских улиц – Жан-Поль Марат. Это о нем, в частности, знаменитая фраза, что революция пожирает собственных детей. Якобинцам (в числе руководителей которых был и Марат) очень понравилось новое французское изобретение – гильотина. 12 тысяч голов скатилось с гильотины по приказам якобинцев, и Марат принимал в этом самое активное участие.
И мне вот интересно: может быть покой в стране, где улицы названы именами убийц, бандитов и террористов?