Краткая история информационных войн в России
Для успешного ведения информационной войны нужны по большому счету две вещи. Первая – это пиар-технологии. Конечным продуктом таких технологий являются идеи, которые люди могут воспринимать как свои собственные. Вторая – это каналы доставки этих идей до населения. В основном для этого используются СМИ, но не только. Если взять военную аналогию, то идеи - это снаряды, а СМИ – это пушки.
Главным каналом доведения массовой информации во время Первой мировой были газеты. Газетный рынок в России был развит очень неплохо, но в сфере пиара был абсолютный ноль. Продолжая нашу аналогию можно сказать, что в информационной войне Россия стреляла по врагу холостыми снарядами.
В результате Россия проиграла информационную войну вчистую. Российское либеральное сообщество было всецело на стороне врагов России, считая, что таким образом они борются с косным царизмом. К тому времени относится ставшее хрестоматийным поздравление российских студентов японскому императору по случаю гибели российской эскадры.
Изучив опыт Первой мировой преподаватели российского Генерального штаба Андрей Снесарев и Александр Свечин энергично взялись за разработку теории информационных войн. За короткий период они не только наверстали все упущенное, но и создали ряд уникальных разработок.
За что и были вознаграждены соответствующим образом. Андрей Снесарев был арестован в 1930 году, дважды приговорён к расстрелу, но потом отправился в лагеря. Александру Свечину повезло меньше – он был расстрелян в 1938 году. Естественно, научные работы «врагов народа» были сразу же уничтожены и преданы забвению.
Когда началась Вторая мировая война, главным каналом стало радио. Надо сказать, что советский пиар к тому времени уже самостоятельно достиг кое-каких результатов. Не знаю, были ли у Сталина переводы книг основоположника пиара Эдварда Бернейза (у Гитлера они были), но Юдка Беркович Левитан – это достаточно показательный символ того времени.
Если ход боевых действий Великой отечественной хорошо известен любому школьнику, то перипетии информационной войны того времени не известны, наверное, никому. Там тоже был коренной перелом, но когда и после чего он был – судить не берусь. Так или иначе, но за четыре года войны советский пиар вызрел и достиг определенного профессионального уровня.
Холодная война – война преимущественно информационная. «Пушки» этой войны – телевидение. Проблем с телевидением в Советском Союзе не было, а вот с пиаром – опять все плохо. Система государственного пиара не развивалась и входила все в больший диссонанс с мировоззрением людей. Советские «пушки» информационной войны снова стреляли холостыми снарядами.
Если бы у Запада была возможность транслировать свои телепрограммы на Советский Союз, перестройка бы случилась лет на двадцать раньше. Не имея такой возможности, им приходилось пользоваться радиотрансляциями на средних волнах. Но даже при таком несоответствии технологий американцы информационную войну выиграли!
Потом началась эпоха Интернета, линия фронта информационной войны переместилась во всемирную сеть. Будет ли готова Россия к новым вызовам или снова, как всегда, будет стрелять холостыми?
И тут хочется воскликнуть как лесковский Левша: «скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят».