Уроки технологии: мир изменился, но мы этого не заметили
Сегодняшняя публикация будет не про город, а про школу. Ещё одна моя любимая тема, которая даёт неиссякаемый источник для размышлений. Эта публикация навеяна разговором с младшей дочерью. Пару недель назад к нам в гости приезжали племянники из Москвы. Дочь, выслушав рассказ 12-летней двоюродной сестры о том, как она шила фартук на уроке технологии, подошла ко мне и сказала:
- Мам, а можно мне в пятом классе ходить на технологию с пацанами? Я не хочу фартук шить. И юбку с ночнушкой – тоже не хочу.
Я попыталась было возразить: мол, это же такой полезный навык! Но потом вспомнила себя 11-летнюю. У нас урок труда: учимся шить трусы. Я умираю над швейной машинкой, пытаясь заправить верхнюю нитку, выловить нижнюю, а потом синхронизировать движения рук и ног. Рядом стоит учительница и говорит: «Старайся. Каждая девочка должна уметь шить и вязать».
Я стараюсь, конечно. Тогда я ещё была послушной девочкой и свято верила в то, что мне говорили взрослые – тем более, учителя. Моя одноклассница Танька в свои 11 уже обладала более критическим взглядом на жизнь, поэтому в ответ на учительское: «Старайся» – спросила: «Вот вы говорите, что каждая девочка должна уметь шить и вязать, но что-то я ни разу не видела на вас ни одной самодельной вещи. И вообще я не понимаю, зачем нам уметь шить трусы, если они в каждом магазине продаются!»
Это открытие ошеломило нас: а ведь и правда, наша учительница по труду носила исключительно «покупную» одежду. И действительно трусы-то нам зачем уметь шить?
С тех пор прошло много лет. Труд переименовали в технологию (кстати, на мой взгляд, довольно странное название), но содержание предмета осталось прежним.
- Фартук, ночнушка, юбка – список того, что шьют девочки на технологии, не меняется десятилетиями, - констатировала одна моя приятельница. – Ещё моя мама в 60-х годах отшивала этот неизменный набор.
На днях тему бессмысленности уроков технологии в том виде, в каком они преподаются в российских школах, подняла на своей странице в «Фейсбуке» другая моя знакомая.
«Сегодня узнала, что моя 11-летняя дочь на уроках труда шьёт фартук, и меня глубоко шокировала эта мысль. Насколько же это всё ретроградно, глупо и бессмысленно. Мир изменился, а мы всё тратим драгоценное время на изготовление палки-копалки! – написала она. – Лет 30 назад, когда из промтоваров не было ничего от слова «ничего», сшить себе фартук, наверное, было суперактуально. Но сейчас?! Какой смысл тратить время и внимание детей на то, что можно купить за 170 рублей? Шить фартук в XXI веке вместо того, чтобы учить иностранные языки, это преступление».
Этот пост вызвал оживлённую дискуссию. Её участники разделились на два лагеря. Одни автора публикации горячо поддержали. Другие, естественно, нет. Они говорили о том, что такие уроки дают возможность узнать, что такое ручной труд, ремесло. Кто-то рассказывал, что благодаря именно этим занятиям осознал в себе желание шить/вязать.
Моя знакомая на это возразила. «Кто шьёт на досуге или в качестве подработки, тот научится шить, - считает она. – А те, кто не занимается этим профессионально и не заинтересован в этом, не шьют».
Чтобы избежать лишних вопросов, сразу скажу: я ни в коем случае не хочу сказать, что уметь шить – это не нужно. Я считаю, что, чем больше у нас полезных навыков, тем лучше. В первую очередь я пытаюсь разобраться, почему приоритет отдан именно умению шить? Да, я помню, что ещё на технологии учат готовить, но уроков готовки значительно меньше.
А почему бы не помочь девочкам приобрести другие полезные навыки: например, делать уколы, стричь волосы, быстро печатать, правильно краситься и одеваться? Последние два умения я вообще считаю крайне полезными для женщин, а то иногда плакать хочется, глядя, как красятся и одеваются некоторые россиянки.
Претензии к урокам технологии есть и у родителей мальчиков. Одна знакомая мама рассказывала как-то, что в школе, где учится её сын, парни, начиная с пятого класса, сначала выпиливали лобзиком, потом что-то клеили из бумаги, а теперь работают на деревообрабатывающих станках.
- Возможно, когда-то это имело смысл, но сейчас он совершенно отсутствует, - считает она. – Технология в её нынешнем виде – предмет-балласт. Лучше бы детей на этих уроках учили тому, что им точно пригодится в жизни: положить плитку, поклеить обои, починить кран.
На днях бывшая коллега, несколько лет назад переехавшая в Берлин, рассказала прекрасное. В школе, где учатся её дети, каждый ребёнок два раза в год выбирает для себя профильный курс. На выбор предлагают программирование, садоводство, готовку, вязание на спицах и крючком. Профильный курс длится полгода, он обязателен к посещению, но оценки по нему не ставят. На мой взгляд, это очень крутой способ помочь детям освоить разные навыки. А ещё на этих профильных курсах отсутствует гендерное разделение, которое есть в российских школах, когда фартуки шьют девочки, а на станках работают исключительно мальчики.
Возвращаясь к разговору с дочкой. Вешать ей лапшу на уши о пользе умения шить фартук я не стала. Стараюсь не врать детям, а моя правда заключается в том, что лично мне за всю мою жизнь навык шитья на швейной машинке не пригодился ни разу. Если что, я умею пришивать пуговицы, штопать дырки на носках, могу подшить одежду, связать что-то простенькое вроде шарфика. Но этому я научилась не в школе.
И последнее. Цель этой колонки не только обозначить проблему, но и попытаться найти её решение. Необходимость в переменах, на мой взгляд, очевидна. Я планирую пообщаться на эту тему с учителями, специалистами регионального министерства образования и науки, хочу познакомиться с опытом преподавания технологии в других регионах: а вдруг где-то эту проблему уже давно успешно решили? Так что публикация на эту тему первая в моём блоге, но, надеюсь, не последняя. Буду благодарна, если в комментариях вы расскажете о своём опыте: пригодились ли вам школьные уроки труда, видите ли вы смысл в нынешних уроках технологии и какими, на ваш взгляд, они должны быть.
В Калуге водопровод появился 138 лет назад, 26 декабря 1886 года, и он не только создавал комфорт, но и увеличивал продолжительность жизни горожан, снижал смертность, помогал побеждать эпидемии и пожары. Вплоть до XIX века калужане брали воду в родниках, выкапывали колодцы или просто черпали из Оки. Кто был побогаче – покупал привозную свежую родниковую воду у водовозов, профессия которых в то время была чуть ли не самой популярной и уважаемой. Всех калужских водовозов знали в лицо, и ждали их на телегах с огромными бочками, в каждом дворе.
...