Ежедневную «домашку» в школах предложили отменить. Ура?
Недавно, ожидая младшую дочь с репетиции, случайно стала свидетелем диалога двух бабушек, которые привели на занятия внуков, детей 8 лет.
- Вы уже написали доклад о подвиге? – поинтересовалась одна из них у другой. – Нет? Мы тоже ещё нет. Ума не приложу, как можно давать такое задание во 2-м классе!
Подобные разговоры, увы, не единичны. В этом году в 1-й класс пошли дети нескольких моих подруг и знакомых. Теперь они регулярно рассказывают ужасы о том, как делают с детьми уроки до позднего вечера (это при том, что официально домашнего задания у первачков как бы нет), о том, сколько уроков задают маленьким школьникам на выходные, праздники и каникулы, а также о том, что у детей едва ли не каждый день – какой-нибудь доклад или презентация. Делают их зачастую не школьники, а их мамы и папы.
- Многие задания выполнить самостоятельно 7-летнему ребёнку просто нереально, - говорят подруги. – Поэтому приходится помогать.
Немного конкретных примеров из жизни. Одна знакомая потратила почти все каникулы на то, чтобы оформить для дочки-первоклассницы книгу про цифру: нужно было сделать макет цифры, представить её в поговорках, загадках, а также описать ситуации, где эту цифру можно встретить в повседневной жизни. Наверное, это не очень сложное задание, но вряд ли первачок может выполнить его сам, без помощи мамы и папы.
Или как вам задание:«Геометрические фигуры в клумбах города» (2-й класс)? Сыну-второкласснику ещё одной подруги велели сделать доклад об истории Калуги. Вроде, тоже ничего трудного. Но учитель поставил условие: текст обязательно должен быть проиллюстрирован фотографиями и набран на компьютере.
Когда я слушаю все эти истории, мне, признаться, становится немного страшно, ведь через полтора года в школу идти моей младшей дочери. И мне совершенно не хочется тратить наши выходные и вечера на написание докладов и подготовку презентаций. Я хочу, чтобы она делала уроки за час-полтора и после этого рисовала, гуляла, читала книжки – одним словом, с пользой проводила свободное время.
Кстати, со старшей дочерью именно так и было. Моё участие в её учёбе заключалось только в проверке домашнего задания (примерно до 4-го класса) и помощи в разборе сложных тем, если у дочки возникали трудности с их пониманием. Неужели за 4 года, прошедших со времени окончания дочкой начальной школы, она так сильно изменилась?
В этом свете рекомендация регионального министерства образования и науки отказаться от ежедневного школьного задания, конечно, выглядит весьма привлекательно. С другой стороны, не станет ли эта мера другой крайностью? Как выясняется, идея отмены домашнего задания далеко не новая. Подобная практика, говорят, применялась в ряде российских школ. Участники эксперимента пришли к выводу, что полностью отменять «домашку» недопустимо, а вот обсуждать их объём, формат и содержание необходимо.
Другой вопрос: чем закончится дискуссия на эту тему, и не получится ли так, что учителя, вынужденные исполнять рекомендации министерства, переведут домашнюю работу на «нелегальное положение». Как это, собственно, происходит в первых классах: официально «домашки» там нет, а фактически детям задают целые доклады.
А вообще, если разбираться, то выясняется: безумные объёмы домашней работы в той же начальной школе – это всего лишь верхушка айсберга, а проблема, на самом деле, куда глубже. Учителя, возможно, и рады были бы отказаться от тех же докладов и презентаций, рассказывала мне психолог Анастасия Волокитина, но, поскольку эти задания являются частью школьной программы, проигнорировать их просто невозможно.
Поэтому претензии должны быть не на уровне учителя, а на уровне министерства образования, одобрившего данную программу – причём не регионального, а федерального.
… Прошлой осенью пользователи Рунета активно обсуждали новость о том, что учителя начальных классов одной из школ Новосибирска отказались учить детей по современным учебникам и вернулись к старому доброму Букварю, советским математике и природоведению. Своё решение педагоги объяснили тем, что современные учебники, по их мнению, рассчитаны на детей с очень низким уровнем интеллекта, а нормальных просто отупляют.
Знаете, о чём я мечтаю? О том, чтобы однажды примеру новосибирских учителей последовали их калужские коллеги. Возможно, тогда и проблемы с объёмными и сложными заданиями сами собой сошли бы на нет.
Наверное, я ретроград. Но тогда объясните мне, какой смысл во всех этих реформах, происходящих в образовании, если на выходе мы получаем детей, которые способны сдать только базовую математику и которые даже тексты Пушкина и Грибоедова не могут прочитать и понять без «переводчика» в лице учителя?